В период с середины 1910-х до начала 1920-х годов Михаил Васильевич Матюшин создал целый ряд абстрактных композиций. Часть из них изображала или напоминала кристаллические структуры. В автобиографии Матюшин связывал этот поворот своего творчества с исследованием кубизма, формированием собственных принципов восприятия пространства, поиском средств выражения всеохватного (и в пространстве, и во времени) взгляда на предмет.
Подобно тому, как в начале 1910-х годов его привлекла форма корней, в которой запечатлен процесс роста и развития растения, он обратился к кристаллу, симметричной природной форме, которая также отражала в себе след роста и развития материи. Поверхность кристалла в портрете переливается множеством цветов, в эскизе из коллекции музея — лишь остов, композиция из пересекающихся линий, которая отдаленно напоминает черты лица художника.
При этом можно заметить, что логика евклидовой геометрии нарушена, грани и стороны как будто перепутаны между собой. Подобный композиционный сдвиг намекает на присутствие четвертого измерения и характерен для любого авангардного произведения, чей автор прошел опыт кубизма.
Михаил Васильевич Матюшин вспоминал о работе над автопортретом «Кристалл»: