Литературный дебют Елены Генриховны Гуро состоялся в 1905 году в «Сборнике молодых писателей», первой литературной работой стал рассказ «Ранняя весна». Чуть раньше она закончила иллюстрации к харьковскому изданию «Бабушкиных сказок» Жорж Санд. С этого момента ее творчество объединило два соразмерных и неделимых потока — поэзию и живопись.
Михаил Васильевич Матюшин писал:Портрет поэта и художника Елены Генриховны Гуро
Эволюция Е. Гуро в большом и непрестанном движении к земле, к природе. Для нее Реальность вещей такая, какой нет почти ни у кого из художников образа и слова. И то и другое в ней непрерывно растет со временем и совершенствуется. Она издевается над идеалисткой-сестрой <…>, и никогда от нее не ускользает смешное, неверное в идеализме. Ее сарказм беспощаден. Но она великолепно понимает Шиллера и любит его. Вырастая и совершенствуясь, она сохранит редкую особенность глубоко и по-настоящему понимать реальность и ее противоположность — идеализм.
Художественные принципы, которые разработала Елена Генриховна, оказали огромное влияние на теоретические разработки ее супруга Михаила Матюшина в 1920-е годы, а также на развитие его живописной школы, в частности, Бориса Владимировича Эндера.
Она <…> обожает землю. Но она слышит и голоса земли и голоса небес, для нее это одно целое, и никто еще не написал более сложных вещей в этом смысле, как она. В Бедном Рыцаре она воплощает барона Кранца из Осеннего Сна и показывает его, отказывающегося от предков, от военной службы, несмотря на кнут и расправу отца. Он безгранично любит землю и все живое. Он говорит, что мы должны вернуть земле всю ту красоту, которую мы берем от нее, не ценя, не замечая, калечим.
Бедный рыцарь» стал самым крупным прозаическим произведением Елены Генриховны Гуро. В 2009 году в Санкт-Петербурге вышло научно-популярное издание «Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания», где приводились мемуары Михаила Матюшина:
В 1917 г. Максим Горький предложил передать ему для издания последнее произведение Елены Гуро «Бедный рыцарь», над которым она работала почти три года. Рукопись была тщательно подготовлена к печати Екатериной Низен и мною, но издание это не осуществилось.
Портрет поэта и художника, той, кого Матюшин называл «цементом группы футуристов», Михаил Васильевич выполнил в 1906 году — через два года после их с Еленой Генриховной знакомства в мастерской Ционглинского. На момент написания картины Матюшин и Гуро уже состояли в браке.