Михаил Матюшин — масштабный теоретик и практик авангардного искусства. Он родился в 1861 году, то есть был несколько старше других «Союза Молодежи».
Матюшин учился в Московской консерватории по классу скрипки, был профессиональным исполнителем, играл в оркестре. Но кроме музыки занимался и живописью: уже в Петербурге посещал классы Общества поощрения художников, брал уроки в частной школе-студии Яна Ционглинского, умеренного новатора и сторонника импрессионизма.
В конце 1900-х годов Михаил Матюшин участвует в кружке Николая Кульбина «Треугольник». Здесь он оказывается в сообществе единомышленников, будущих инициаторов «Союза молодежи», интересующихся самым современным в искусстве, то есть футуризмом и абстракцией.
С 1909 года Матюшин эпизодически сотрудничает с «Союзом молодежи». Его работы начала 1910-х годов — это своего рода моменты «приближения к абстракции».
Таков этюд «Море», написанный в 1912 году. Формально перед нами пейзаж: можно разглядеть кромки воды и линию горизонта.
Но тема картины совсем другая — цвет и форма здесь почти освобождаются от пейзажного сходства. Вместо ландшафта зритель получает здесь нечто более ценное, то, что без помощи художника он на самом деле увидеть не может — композицию чистых цветов.
Дело не в том, что зритель слеп, а в том, что цвет в повседневном опыте восприятия ускользает, бесконечно дробится, рассыпается в тональные градации: мы не видим картину цветов, мы видим только отдельные предметы.
Матюшин же предлагает чистые цветовые композиции. Схожим образом работает и жена Матюшина Елена Гуро, произведения которой также можно увидеть на выставке.