Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Сокровища Нижегородского художественного музея»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Мужичок из робких

Время создания
1877
Размер
64,5x53 см
Техника
холст, масло
17
Открыть в приложении
#2
Илья Репин написал картину «Мужичок из робких» в 1877 году. В этот момент он находился в Чугуеве: в родной городок мастер отправился сразу после поездки в Европу. В Париже он так сильно скучал по России, что уехал домой до срока окончания «пенсионерской» поездки от Академии Художеств.
 
Илья Репин выполнил портрет в один слой: это позволило ему живо ухватить самые важные черты «мужичка» — взлохмаченные волосы, худобу, сутулость, крепко сжатый рот. В этой работе хорошо видна отличительная черта творчества Репина — он показывал характеры людей через их телесные особенности. Нрав человека художник отражал в осанке, походке, фигуре. «Мужичок» — яркий пример этой репинской «телесности»: в позе изнуренного крестьянина видна вся его болезненность, забитость, неспособность к сопротивлению. Такому восприятию помогла и композиция: фигура мужчины смещена влево, но голова его остаётся в центре, как будто он выглядывает из-за угла.
#8
#9
Контрастность света и тени играет не меньшую роль: Репин сильно затемнил левую сторону фигуры, но при этом высветлил правую часть лица. Так он выделил взгляд мужичка. И, в отличие от позы, взгляд выглядит смелым — даже цепким. После показа картины на 6-й выставке передвижников этот взгляд вызвал бурные обсуждения:
#3
Взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством, и вас обдаст холодом и страхом: попадись ему где-нибудь в непоказанном уголке, где ничьей помощи не дождешься, и тут узнаешь, какой он такой «робкий».
критик Владимир Стасов
#5
Картина волновала современников не только мастерством, но и самим сюжетом. Дело в том, что главным героем искусства 2-й половины XIX века был крестьянин. Интерес просвещенных людей к простонародью усилился после отмены крепостного права в 1861 году. Илья Репин живо откликался на волнующие страну события: живя в Чугуеве, он старался сблизиться с бывшими крепостными. В письме Василию Поленову он писал: «А между тем народ, мужики, с которыми я хорошо сошелся, меня поражают тонким пониманием действительного искусства».
 
В 1877 году Репин создал несколько важных портретов-типов (так называют портреты, где художники пишут не столько конкретную личность, сколько типичного представителя своего класса: крестьянина, духовника, и т. д.). Кроме «Мужичка из робких» к ним относятся «Мужик с дурным глазом» и «Протодьякон»:
#6
Государственная Третьяковская галерея
#12
Поглядишь на «Дурной глаз», на «Робкого» и… на этого «Протодиакона». Что за огонь горел, должно быть, в душе у того художника… кисть не ходила, а прыгала тигровыми скачками по полотну!
критик Владимир Стасов
#4
Имя Ильи Репина чаще всего вспоминают в связи с «Бурлаками на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван». Но не меньшую роль в его наследии заняли портреты. За жизнь он создал их примерно две тысячи.

Мастер не прекращал работать до старости. Его друг Корней Чуковский рассказывал, что в гостях Репин, не имея под рукой карандаша, мог набросать что-нибудь окурками или чернилами. Сегодня работы Ильи Репина исчисляются тысячами и хранятся во многих музеях мира.
#11
читать дальшескрыть

Мужичок из робких

Время создания
1877
Размер
64,5x53 см
Техника
холст, масло
17
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Репин И.Е. Коллекция работ

Портрет М.Н. Климентовой
Портрет М.Н. Климентовой
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Иуда Искариотский
Иуда Искариотский
Острогожский историко-художественный музей
Девочка с букетом
Девочка с букетом
Музей Академии художеств
Письмо к П.М. Свободину
Письмо к П.М. Свободину
Музей театрального и музыкального искусства
Запорожец
Запорожец
Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Бюст Николая Пирогова
Бюст Николая Пирогова
Военно-медицинский музей
Портрет княгини М.К. Тенишевой
Портрет княгини М.К. Тенишевой
Музей Академии художеств
Пушкин на берегу Черного моря
Пушкин на берегу Черного моря
Всероссийский музей А.С. Пушкина
Портрет Леонида Андреева
Портрет Леонида Андреева
Тверская областная картинная галерея
Портрет В.В. Стасова
Портрет В.В. Стасова
Государственный Русский музей
Иван Грозный и его сын Иван
Иван Грозный и его сын Иван
Воронежский музей им. И.Н. Крамского
Бельгийский король Альберт
Бельгийский король Альберт
Самарский областной художественный музей
Портрет О.С. Александровой-Гейнс
Портрет О.С. Александровой-Гейнс
Музей изобразительных искусств Татарстана
Бюст Л.Н. Толстого
Бюст Л.Н. Толстого
Государственный музей Л.Н. Толстого
Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге
Государственный Русский музей
Бурлаки на Волге
Бурлаки на Волге
Государственный Русский музей
Запорожцы
Запорожцы
Государственный Русский музей
Портрет Елизаветы Дмитриевны Боткиной
Портрет Елизаветы Дмитриевны Боткиной
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Вера Шевцова. Этюд
Вера Шевцова. Этюд
Горловский художественный музей
Портрет И.С. Тургенева
Портрет И.С. Тургенева
Севастопольский художественный музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%