Сергей Прокофьев написал Сонату для фортепиано № 9 в 1947 году, когда он жил на своей даче на Николиной горе.
23 апреля в кругу друзей он отпраздновал свой день рождения: композитору исполнилось 56 лет. На праздник он пригласил и знаменитого пианиста Святослава Рихтера. День рождения был у Прокофьева, но подарок получил Рихтер: в этот день композитор показал ему наброски новой сонаты. «Это будет ваша соната, — говорил Прокофьев. — Только не думайте, что будет на эффект… Не для того, чтобы поражать Большой зал». Соната посвящена Рихтеру.
Девятая соната была закончена уже осенью того же года. Она стала последним фортепианным сочинением композитора. Соната удивила современников, как и многие другие поздние сочинения Прокофьева: слушатели ждали от него резких диссонансов, но получили светлую, нежную лирику. Девятую называли «домашней сонатой», «сонатиной» («маленькой сонатой»). Знаменитый французский композитор Франсис Пуленк говорил: «Не люблю Девятую. Мне кажется, что это не Прокофьев». Даже сам Рихтер счел ее «простенькой». Впоследствии Рихтер изменил свое мнение о сонате. «Чем больше ее слышишь, тем больше ее любишь и поддаешься ее притяжению. Тем совершеннее она кажется», — признавался пианист.
Рихтер стал непревзойденным интерпретатором фортепианных сочинений Прокофьева. Впервые он услышал музыку Прокофьева во время советских гастролей композитора в 1927 году. Будущему великому пианисту тогда было всего 11 лет. На своем дебютном концерте Рихтер, студент консерватории, решил исполнить именно Прокофьева: 14 октября 1940 года он блестяще сыграл его Шестую сонату.
23 апреля в кругу друзей он отпраздновал свой день рождения: композитору исполнилось 56 лет. На праздник он пригласил и знаменитого пианиста Святослава Рихтера. День рождения был у Прокофьева, но подарок получил Рихтер: в этот день композитор показал ему наброски новой сонаты. «Это будет ваша соната, — говорил Прокофьев. — Только не думайте, что будет на эффект… Не для того, чтобы поражать Большой зал». Соната посвящена Рихтеру.
Девятая соната была закончена уже осенью того же года. Она стала последним фортепианным сочинением композитора. Соната удивила современников, как и многие другие поздние сочинения Прокофьева: слушатели ждали от него резких диссонансов, но получили светлую, нежную лирику. Девятую называли «домашней сонатой», «сонатиной» («маленькой сонатой»). Знаменитый французский композитор Франсис Пуленк говорил: «Не люблю Девятую. Мне кажется, что это не Прокофьев». Даже сам Рихтер счел ее «простенькой». Впоследствии Рихтер изменил свое мнение о сонате. «Чем больше ее слышишь, тем больше ее любишь и поддаешься ее притяжению. Тем совершеннее она кажется», — признавался пианист.
Рихтер стал непревзойденным интерпретатором фортепианных сочинений Прокофьева. Впервые он услышал музыку Прокофьева во время советских гастролей композитора в 1927 году. Будущему великому пианисту тогда было всего 11 лет. На своем дебютном концерте Рихтер, студент консерватории, решил исполнить именно Прокофьева: 14 октября 1940 года он блестяще сыграл его Шестую сонату.