Прокофьева связывала тесная дружба с виолончелистом Мстиславом Ростроповичем. Для Ростроповича композитор сочинил несколько виолончельных сочинений.
Симфония-концерт для виолончели с оркестром, написанная в 1952 году, посвящена Ростроповичу. Сочинение задумывалось как Второй концерт для виолончели с оркестром; позже Прокофьев сделал новую редакцию, которая получила название «Симфония-концерт». Ростропович помогал Прокофьеву с виолончельной партией, редактировал пассажи и проигрывал ему только что сочиненные фрагменты.
Ростропович оставил свои воспоминания о методе сочинения Симфонии-концерта: «Сочиняя крупное произведение, [Прокофьев] с самого же начала старался представить его себе в целом. Поэтому, сочинив тематический материал, он начинал писать произведение не сразу, а давал темам «отлежаться», все время обдумывая возможность их развития. Бывало, что он набрасывал на бумаге тональный план большого куска, имея только тематический материал. Часто, проигрывая незаконченное сочинение (так было с поэмой «Встреча Волги с Доном», Седьмой симфонией, Симфонией-концертом для виолончели с оркестром, Концертино для виолончели и др.), Сергей Сергеевич вдруг останавливался и начинал рассказывать о том, какая дальше будет музыка, на каком материале и в какой фактуре, а затем играл сочиненный и уже записанный кусок продолжения. Эти «белые пятна» иногда были заполнены еле заметно записанными гармониями, по одной на много тактов. Бывало, что произведение крупной формы он сочинял сразу несколькими кусками, взятыми из разных мест. Например, в Allegro из Симфонии-концерта сначала были сочинены первая тема и кода, а затем побочная партия и несколько кусков из разработки. Когда Сергей Сергеевич вызывал меня, чтобы проиграть новый кусок, я никогда не знал, какой из начатых кусков он повел дальше».
Были и забавные эпизоды. «Он над инструментами иногда просто подсмеивался, — утверждал Ростропович. — Прокофьев рассказывал мне о второй трубе, которая в его Симфонии-концерте играет одну низкую бубнящую ноту. Я пытался показать Прокофьеву свою эрудицию: «Не слишком ли это низко в быстром темпе?» Он ответил: «Да что вы! Вы ничего не понимаете! Вы не представляете, какой трубач будет сидеть красный во время игры! Как он будет надуваться!“»
Премьера сочинения прошла 18 февраля 1952 года в Большом зале Московской консерватории. Дирижировал Святослав Рихтер, солировал Мстислав Ростропович.
Симфония-концерт для виолончели с оркестром, написанная в 1952 году, посвящена Ростроповичу. Сочинение задумывалось как Второй концерт для виолончели с оркестром; позже Прокофьев сделал новую редакцию, которая получила название «Симфония-концерт». Ростропович помогал Прокофьеву с виолончельной партией, редактировал пассажи и проигрывал ему только что сочиненные фрагменты.
Ростропович оставил свои воспоминания о методе сочинения Симфонии-концерта: «Сочиняя крупное произведение, [Прокофьев] с самого же начала старался представить его себе в целом. Поэтому, сочинив тематический материал, он начинал писать произведение не сразу, а давал темам «отлежаться», все время обдумывая возможность их развития. Бывало, что он набрасывал на бумаге тональный план большого куска, имея только тематический материал. Часто, проигрывая незаконченное сочинение (так было с поэмой «Встреча Волги с Доном», Седьмой симфонией, Симфонией-концертом для виолончели с оркестром, Концертино для виолончели и др.), Сергей Сергеевич вдруг останавливался и начинал рассказывать о том, какая дальше будет музыка, на каком материале и в какой фактуре, а затем играл сочиненный и уже записанный кусок продолжения. Эти «белые пятна» иногда были заполнены еле заметно записанными гармониями, по одной на много тактов. Бывало, что произведение крупной формы он сочинял сразу несколькими кусками, взятыми из разных мест. Например, в Allegro из Симфонии-концерта сначала были сочинены первая тема и кода, а затем побочная партия и несколько кусков из разработки. Когда Сергей Сергеевич вызывал меня, чтобы проиграть новый кусок, я никогда не знал, какой из начатых кусков он повел дальше».
Были и забавные эпизоды. «Он над инструментами иногда просто подсмеивался, — утверждал Ростропович. — Прокофьев рассказывал мне о второй трубе, которая в его Симфонии-концерте играет одну низкую бубнящую ноту. Я пытался показать Прокофьеву свою эрудицию: «Не слишком ли это низко в быстром темпе?» Он ответил: «Да что вы! Вы ничего не понимаете! Вы не представляете, какой трубач будет сидеть красный во время игры! Как он будет надуваться!“»
Премьера сочинения прошла 18 февраля 1952 года в Большом зале Московской консерватории. Дирижировал Святослав Рихтер, солировал Мстислав Ростропович.