Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Любимый город»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Портрет В.И. Разумовского

Время создания
1949
Место создания
Ессентуки
Размер
96x66 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#2
Из небытия, «из тьмы былого» не сразу, а как-то постепенно проступает фигура, лицо, сама личность Василия Ивановича Разумовского (1857–1935). Выдающегося хирурга, ученого и главное — русского светлого интеллигента. Он заполняет собой весь холст, при этом оставаясь в тени, в сумраке портрета, слабо почти застенчиво улыбаясь. Художница осознанно выстраивает так изображение, чтобы мы спокойно, без эстетических, лишних здесь, утех, оценили благородство, гармонию и не суетность этого человека.


Автор смиряет свой дар перед отцом и несравнимо более крупной личностью в ее глазах − идеалом, примером, светочем. Его лицо в окружении серых оттенков, словно само по себе светится бледно-золотистым. Возможно, от невидимой зрителю печи, слабые отсветы лимонно — желтого ложатся на руки, одежду, очки. Заставляя образ проступать из темно — серого фона, пробуждаться, восставать. Ведь наш зритель почти забыл подобные натуры: скромные, цельные, всего себя когда-то отдавшие людям.


Но примеров подобного рода много в русском искусстве, среди работ передвижников и их последователей, когда авторы намеренно делают образ аскетичным, немногословным, молчаливым, когда зритель должен сам проделать важную для себя работу − вспомнить, воссоздать «потускневший тип», наполнить прежним непреходящим звучанием. Это «Стрепетова» Н. Ярошенко,  «Арцебушева» М. Врубеля или «писатель Андреев» В. Серова…


Но следует всмотреться в портрет, чтобы увидеть все богатство оттенков серого — дымчатых, мышиных, голубовато-серых. Оценить мягкость и «ласковость» их проработки, почти шелковистость фактуры под движением кисти в руках дочери. Почувствовать, сколь, кажется, непроницаемый серый, скрывает в себе. Как благороден может быть. И много рассказать о человеке, пусть и желающего оставаться в тени; конфузливого и смиренного.


Большой ученый и врач был, тем не менее, простого происхождения, родом из деревни Ефимовка, Бузулукского уезда Самарской губернии, сыном сельского священника. То есть особая «тишина» и деликатность его черт была определена близостью к народной жизни, разночинными установками личности, нацеленной на служение и бескорыстный подвиг.


Но если поискать нужную точку зрения, то можно увидеть острый, пронизывающий из-под очков взгляд ученого и хирурга. Выражение глаз настолько глубоко, что приходит мысль, что весь предшествующий разговор о портрете, был необходим, чтобы нас подвести к нему − взору умному, беспощадному, пронизывающему. И понять, что не только мы, но и он нас ощупывал и оценивал: жалел, сокрушался, недоумевал…?
#3
Заслуженный деятель науки профессор В.И. Разумовский принадлежит к числу виднейших хирургов и просветителей нашей страны.


После окончания с золотой медалью в 1875 году Самарской классической гимназии В.И. Разумовский поступает на медицинский факультет Казанского государственного университета, который блестяще заканчивает в 1880 году. Еще, будучи студентом, он обратил на себя внимание профессуры своей серьезностью и глубокими знаниями. Его оставляют ординатором госпитальной хирургической клиники. Окончив свой срок ординатуры в 1883 году, его избирают стипендиатом для подготовки к профессорской деятельности.


В 1886 году В.И. Разумовский защищает в военно-медицинской академии свою докторскую диссертацию. В 1886 году ему присваивается звание приват-доцента, а в 1887 году, в возрасте тридцати лет, он утверждается профессором кафедры оперативной хирургии Казанского университета. Этот период жизни молодого профессора был особенно плодотворным, творческим.
В 1891 году, после смерти своего учителя Н.И. Студенского, В.И. Разумовский занимает его госпитальную клинику, а через пять лет (1896 г.) переходит на кафедру факультетской хирургии. Таким образом, лучшие годы жизни В.И. Разумовского (1875–1909 гг.) прошли в стенах Казанского университета, где им написана его лучшая работа, являющаяся в настоящее время классической.
Профессор В.И. Разумовский был не только блестящим врачом-хирургом, большим ученым, непревзойденным лектором, но и большим просветителем масс.


Так в годы реакции, он первый на посту декана факультета принял женщин на медицинский факультет.
В 1909 году В.И. Разумовский стал одним из организатором и первым ректором Императорского Саратовского университета. Он удачно комплектовал организованный им факультет профессорскими кадрами. Например, привлек к преподаванию хирургии будущего академика Спасокукоцкого. Своим архитектурным обликом СГУ тоже в немалой степени обязан Разумовскому. Ведь это он пригласил в город архитектора Карла Людвиговича Мюфке. Разумовскому удается получить территорию в центре города для строительства нового университета. Он добился также выделения большого участка в дачной местности для строительства клинического городка. Но строительство было связано с определенными трудностями. Архитектор министерства предлагал свой проект здания, который был дешевле, благодаря скученному и неправильному распределению помещений, а также значительно убавлена высота помещений. Разумовский был не согласен с таким проектом, который не удовлетворял требованиям предъявляемым к подобным зданиям. Василий Иванович в 1912 году написал прошение об отставке.


Широкая общественная и организаторская деятельность Василия Ивановича Разумовского вновь началась в годы первой мировой войны: он руководил лазаретами Земского союза в Саратове, участвовал в съездах и городских деятелей в Москве, на которых решались вопросы организации травматологической помощи раненым и инвалидам, состоял одновременно консультантом Красного Креста, некоторое время работал на Западном фронте. Широкая общественная и организаторская деятельность Василия Ивановича Разумовского вновь началась в годы первой мировой войны: он руководил лазаретами Земского союза в Саратове, участвовал в съездах и городских деятелей в Москве, на которых решались вопросы организации травматологической помощи раненым и инвалидам, состоял одновременно консультантом Красного Креста, некоторое время работал на Западном фронте.


Осенью 1917 года В.И. Разумовский открыл травматологический институт в Тифлисе. В январе 1918 года Василий Иванович был избран профессором и временно взял на себя преподавание анатомии на медицинском факультете Высших женских курсов в Тифлисе. Мысль об открытии университета в Тифлисе назрела давно, и весной 1918 года курсы были преобразованы в Закавказский университет при самом активном участии Василия Ивановича. Осенью того же года он был избран ректором русского или как он назывался закавказского университета. Таким образом, Разумовский явился основателем университета в Тифлисе.


Получив, в конце апреля 1919 года, предложение организовать университет в Баку, Василий Иванович сложил с себя обязанности ректора Закавказского университета в мае переехал в Баку, а 1 сентября университет в Баку был открыт. В стенах молодого университета первая лекция была прочитана 10 октября 1919 года.


Весной 1920 года Разумовский возвращается в Саратовский университет, где возглавляет кафедру хирургии, проработал там до 1930 года.


Много внимания уделял профессор Разумовский развитию курортов Кавмингруппы.
С 1896 года он является консультантом-хирургом на курортах КМВ. В 90-е годы в Пятигорске им была проведена первая в России операция на почках. Начиная с 1923 года, профессор Разумовский постоянно консультирует врачей и больных на группе Кавказских Минеральных Вод.
В 1925 году он избирается председателем 5-го Всероссийского съезда по вопросам курортологии в Пятигорске.


В 1931 году В.И. Разумовский переезжает на постоянное местожительство в Ессентуки, где он жил и трудился до самой своей смерти (1935 г.).


Патриот своей Родины, профессор В.И. Разумовский готовил после себя потомству большое число учеников, ставших известными в стране профессорами, написал свыше 146 научных работ, посвященных различным вопросам клинической медицины и истории медицины в России.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Портрет В.И. Разумовского

Время создания
1949
Место создания
Ессентуки
Размер
96x66 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Разумовская Ю.В. Коллекция работ

Весна в станице
Весна в станице
Ессентукский историко-краеведческий музей
Дворник Фрося
Дворник Фрося
Ессентукский историко-краеведческий музей
Гипсовая модель бюста Разумовского В.И.
Гипсовая модель бюста Разумовского В.И.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Нелли Эшба
Нелли Эшба
Ессентукский историко-краеведческий музей
В Кисловодском парке
В Кисловодском парке
Ессентукский историко-краеведческий музей
Письмо от внука с фронта
Письмо от внука с фронта
Ессентукский историко-краеведческий музей
Взорванный вокзал
Взорванный вокзал
Ессентукский историко-краеведческий музей
Раненые офицеры в санатории
Раненые офицеры в санатории
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет Воллосович А.М.
Портрет Воллосович А.М.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Натюрморт
Натюрморт
Ессентукский историко-краеведческий музей
Вечер в станице
Вечер в станице
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет Вирабова А.В.
Портрет Вирабова А.В.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет школьницы
Портрет школьницы
Ессентукский историко-краеведческий музей
Источник №4
Источник №4
Ессентукский историко-краеведческий музей
Вечер на курорте
Вечер на курорте
Ессентукский историко-краеведческий музей
С.В. Разумовская с сыном
С.В. Разумовская с сыном
Ессентукский историко-краеведческий музей
Портрет Гилут М.И.
Портрет Гилут М.И.
Ессентукский историко-краеведческий музей
Легенда о старой Бухаре
Легенда о старой Бухаре
Курганский областной художественный музей
Автопортрет
Автопортрет
Ессентукский историко-краеведческий музей
Москва. Малый театр и «Метрополь»
Москва. Малый театр и «Метрополь»
Ессентукский историко-краеведческий музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%