Портрет жены художника предельно лаконичен. Умное волевое лицо с серьезным взглядом темно-карих глаз непроницаемо и строго. Художник отказывается от всех деталей, которые могут отвлечь от него внимание: почти сливаются с темным нейтральным фоном темно-коричневое платье и аккуратно уложенные в прическу волосы. Лишь уголки белого воротничка подчеркивают матовость кожи и вносят акцент в цветовой строй портрета.
Мария Павловна Ярошенко, дочь коллежского асессора Варшавской губернии Навротина, была одной из передовых женщин своего времени. Современники называли её «очень недюжинной личностью», «прекрасным образцом женщины-друга».
В 1874 году Мария Павловна выходит замуж за Н. А. Ярошенко. «Оба, согласные в главном, во взглядах на современную им жизнь, на общество того времени, — писал о супругах художник Михаил Нестеров, — разнились, так сказать, в „темпераментах“. Николай Александрович — всегда сдержанный, такой корректный, Мария Павловна — пылкая, непосредственная, но оба большой хорошей культуры, образованные, глубоко честные».
В молодости она мечтала посвятить себя изобразительному искусству. Но выйдя замуж за Николая Александровича, Мария Павловна признала за мужем превосходство в этом отношении и отказалась от мысли стать художником. Она окончила вольнослушательницей естественное отделение Петербургских Бестужевских курсов — учебное заведение, дававшее женщинам высшее образование. Впоследствии, будучи членом правления «Общества для доставления средств» курсам, активно занималась общественной деятельностью, снискавшей ей всеобщее уважение и любовь, став «самым близким и участливым другом каждой отдельной курсистки».
Будучи по натуре человеком энергичным, Мария Павловна и в Кисловодске вела тот же «кипучий» образ жизни, что и в Петербурге. Многим гостям усадьбы она запомнилась как гостеприимная хлебосольная хозяйка, отзывчивая и радушная.
Мария Павловна пережила мужа на 17 лет. Последние дни её жизни прошли в Кисловодске. Согласно завещанию, она похоронена рядом с мужем.
Портрет Марии Павловны Ярошенко поступил в музей в 1992 году из Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова.
Мария Павловна Ярошенко, дочь коллежского асессора Варшавской губернии Навротина, была одной из передовых женщин своего времени. Современники называли её «очень недюжинной личностью», «прекрасным образцом женщины-друга».
В 1874 году Мария Павловна выходит замуж за Н. А. Ярошенко. «Оба, согласные в главном, во взглядах на современную им жизнь, на общество того времени, — писал о супругах художник Михаил Нестеров, — разнились, так сказать, в „темпераментах“. Николай Александрович — всегда сдержанный, такой корректный, Мария Павловна — пылкая, непосредственная, но оба большой хорошей культуры, образованные, глубоко честные».
В молодости она мечтала посвятить себя изобразительному искусству. Но выйдя замуж за Николая Александровича, Мария Павловна признала за мужем превосходство в этом отношении и отказалась от мысли стать художником. Она окончила вольнослушательницей естественное отделение Петербургских Бестужевских курсов — учебное заведение, дававшее женщинам высшее образование. Впоследствии, будучи членом правления «Общества для доставления средств» курсам, активно занималась общественной деятельностью, снискавшей ей всеобщее уважение и любовь, став «самым близким и участливым другом каждой отдельной курсистки».
Будучи по натуре человеком энергичным, Мария Павловна и в Кисловодске вела тот же «кипучий» образ жизни, что и в Петербурге. Многим гостям усадьбы она запомнилась как гостеприимная хлебосольная хозяйка, отзывчивая и радушная.
Мария Павловна пережила мужа на 17 лет. Последние дни её жизни прошли в Кисловодске. Согласно завещанию, она похоронена рядом с мужем.
Портрет Марии Павловны Ярошенко поступил в музей в 1992 году из Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова.