В 80-е годы XIX века появилась стационарная система земской сельской медицины. Уезды делили на несколько медицинских участков. В центральном из них строили лечебницу на 15–20 коек, в которой выделяли места для рожениц, создавали маленькую амбулаторию. Врач ежедневно принимал и лечил больных со всех участков. Ему помогали фельдшер, няня и повитуха — она принимала роды. Владельцев промышленных предприятий также обязали содержать больницы и амбулатории. Плату за медицинскую помощь, лекарства и уход во время болезни с рабочих брать запрещалось.
В экспозиции Челябинского музея изобразительных искусств выставлена картина, на которой изображена сцена с приемом у врача. Автор полотна — русский художник-передвижник Николай Ярошенко.
Ярошенко родился в 1846 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Ярошенко. Отец хотел, чтобы старший сын делал военную карьеру. Поэтому не придавал особого значения тому, что Николай Ярошенко увлечен живописью и рисунком.
В 1855 году Ярошенко отдали в Полтавский кадетский корпус. Через восемь лет он поступил в петербургское Павловское пехотное училище, а затем продолжил обучение в Михайловской артиллерийской академии. Однако параллельно с этим начал посещать занятия в Академии художеств и вечерние классы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.
В 1875 году Ярошенко впервые представил свою работу — на IV Передвижной выставке. Уже через год он вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и сразу же его избрали в правление. Ярошенко был последователем создателя и идейного вдохновителя Товарищества — Ивана Крамского, который допускал к выставкам работы талантливых мастеров, даже если их творчество не было связано с традициями реалистов. В искусство в это время проникал импрессионизм: точная манера живописи в сдержанных тонах сменялась размашистыми фактурными мазками светлой и сочной гаммы, а художники больше стремились передать в картине впечатление от увиденной сцены, чем ее достоверность.
Ярошенко тоже писал в новой манере. Картину «У доктора» он создал в 1890 году. В этой работе с помощью светлых, теплых тонов и хаотичных мазков художник передает атмосферу вечерней квартиры. Судя по горящей лампе, доктор принимает срочного пациента в нерабочее время.
Ярошенко всегда привлекали люди интеллектуального труда: писатели, ученые, художники, врачи. Жена Ярошенко Мария Невротина писала:
В экспозиции Челябинского музея изобразительных искусств выставлена картина, на которой изображена сцена с приемом у врача. Автор полотна — русский художник-передвижник Николай Ярошенко.
Ярошенко родился в 1846 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора Александра Ярошенко. Отец хотел, чтобы старший сын делал военную карьеру. Поэтому не придавал особого значения тому, что Николай Ярошенко увлечен живописью и рисунком.
В 1855 году Ярошенко отдали в Полтавский кадетский корпус. Через восемь лет он поступил в петербургское Павловское пехотное училище, а затем продолжил обучение в Михайловской артиллерийской академии. Однако параллельно с этим начал посещать занятия в Академии художеств и вечерние классы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.
В 1875 году Ярошенко впервые представил свою работу — на IV Передвижной выставке. Уже через год он вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок и сразу же его избрали в правление. Ярошенко был последователем создателя и идейного вдохновителя Товарищества — Ивана Крамского, который допускал к выставкам работы талантливых мастеров, даже если их творчество не было связано с традициями реалистов. В искусство в это время проникал импрессионизм: точная манера живописи в сдержанных тонах сменялась размашистыми фактурными мазками светлой и сочной гаммы, а художники больше стремились передать в картине впечатление от увиденной сцены, чем ее достоверность.
Ярошенко тоже писал в новой манере. Картину «У доктора» он создал в 1890 году. В этой работе с помощью светлых, теплых тонов и хаотичных мазков художник передает атмосферу вечерней квартиры. Судя по горящей лампе, доктор принимает срочного пациента в нерабочее время.
Ярошенко всегда привлекали люди интеллектуального труда: писатели, ученые, художники, врачи. Жена Ярошенко Мария Невротина писала: