Среди различных портретов, выполненных художником, заметное место занимают изображения выдающихся современников, а также близких ему людей. Каждый из них вместе с передачей портретного сходства содержит яркую психологическую характеристику. В современном ее восприятии она неизменно накладывается в сознании на биографические сведения, обычно хорошо известные.
Иначе дело обстоит в отношении работ с изображениями неизвестных лиц. Они, скорее всего, служат примером социального портрета, по-своему значительного и интересного. Особенно это относится к ранним произведениям, явно проникнутым идеями передвижничества. Именно таков «Портрет няни». На картине, предположительно, изображена няня семьи Ярошенко.
Плоскость полотна почти полностью занимает фигура сидящей в кресле пожилой женщины, одетой в платье серо-зеленого цвета в крапинку, с белым шарфом вокруг шеи и накинутой поверх плотной темно-коричневой шалью, с чепцом на голове. Натруженные руки лежат на коленях. Грустное задумчивое лицо с усталыми глазами говорит о мысленном погружении в прошлое и заставляет о многом задуматься и зрителя. Сдержанный, но не суровый колорит благодаря соотнесению с теплыми тонами лица, рук, фона создает атмосферу интимности. По крайней мере, здесь нет ничего от парадности и помпезности светских портретов, оказавшихся бы явно неуместными. Нельзя не отметить и уважительное отношение художника к модели.