Тема детского портрета в русском искусстве стоит особняком. На картине мы видим Сеню Подушинского — соседского мальчика, жителя Кисловодской слободы. Он сидит на остатках каменной кладки, с руками, зажатыми в коленях. Взгляд и поза очень серьезны, напряжены. Видно, что он готовился к сеансу у художника. Он нарядно одет, вероятно, в свою лучшую рубашечку, обут в ботиночки. За спиной у Сени освещенная солнцем полянка, усеянная яблоками.
Темный сад с каменистой дорожкой уводит нас в фантастический мир природы, ее тайную, невидимую жизнь. Тем не менее, портрет и пейзаж находятся в абсолютной гармонии и не существуют отдельно друг от друга. Объединяет их солнечный свет, который падает со стороны сада, освещает плечи и подбородок малыша, серебрит волосы. Удивительное тепло устанавливается между художником и портретируемым. Усилена живописная сторона картины. В основе изобразительного эффекта лежит противопоставление ярко освещенной фигурки мальчика и глубокой тени, стремление проследить в живописной фактуре изменение в оттенках кожи, глаз, их особое свечение под воздействием световых лучей.
Впечатление светящейся живописи, рождающейся в сочетаниях теплых, желтовато-розовых, красноватых оттенках лица «Мальчика в саду», взятых в контрасте с мистической глубиной синих глаз, свидетельствует о новом понимании живописных задач.
Эту картину можно назвать портретом в пейзаже, здесь два главных героя, где каждый может существовать самостоятельно.
Эту картину можно назвать портретом в пейзаже, здесь два главных героя, где каждый может существовать самостоятельно.