Портрет Ивана Николаевича Крамского из собрания Острогожского музея принадлежит кисти его ученика, художника Николая Ярошенко. Николай Алекандрович изобразил Крамского в молодые годы, в период основания Товарищества передвижных художественных выставок. Живописец одет в черный бархатный пиджак — форму студентов Академии художеств.
Николай Александрович Ярошенко (1846–1898) родился в Полтаве в семье военного, где его первым учителем рисования был крепостной художник Иван Зайцев. Позже Николай Александрович переехал в Петербург, где и окончил Михайловскую артиллерийскую академию. В 1892 году вышел в отставку в чине генерал-майора. Влечение к искусству побудило его посещать вечерние классы Академии художеств. Николай Александрович учился живописи у А.М. Волкова и И.Н. Крамского.
В 1876 году художника приняли в правление Товарищества передвижных художественных выставок. Связав свой творческий путь живописца с Товариществом, Ярошенко стал одним из главных деятелей этого объединения, а после смерти Ивана Николаевича Крамского — его идейным вдохновителем, до конца своей жизни оставаясь ревностным защитником принципов реалистического, демократического искусства. «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М.В. Нестеров о Николае Ярошенко. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — «совестью».
Творчество художника разнообразно. Впервые в русской живописи Николай Александрович Ярошенко создал яркий образ простого рабочего — картину «Кочегар» (1878 год). Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда становились люди, духовно ему близкие, независимо от социального происхождения. Портреты Ярошенко передают не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц. Кроме жанров и портретов, художник писал также пейзажи, запечатлевая в них главным образом уголки кавказской природы.
Николай Александрович Ярошенко (1846–1898) родился в Полтаве в семье военного, где его первым учителем рисования был крепостной художник Иван Зайцев. Позже Николай Александрович переехал в Петербург, где и окончил Михайловскую артиллерийскую академию. В 1892 году вышел в отставку в чине генерал-майора. Влечение к искусству побудило его посещать вечерние классы Академии художеств. Николай Александрович учился живописи у А.М. Волкова и И.Н. Крамского.
В 1876 году художника приняли в правление Товарищества передвижных художественных выставок. Связав свой творческий путь живописца с Товариществом, Ярошенко стал одним из главных деятелей этого объединения, а после смерти Ивана Николаевича Крамского — его идейным вдохновителем, до конца своей жизни оставаясь ревностным защитником принципов реалистического, демократического искусства. «Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М.В. Нестеров о Николае Ярошенко. Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — «совестью».
Творчество художника разнообразно. Впервые в русской живописи Николай Александрович Ярошенко создал яркий образ простого рабочего — картину «Кочегар» (1878 год). Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда становились люди, духовно ему близкие, независимо от социального происхождения. Портреты Ярошенко передают не только внешние черты, но и характер изображаемых лиц. Кроме жанров и портретов, художник писал также пейзажи, запечатлевая в них главным образом уголки кавказской природы.