Николай Ярошенко написал картину «Девушки с письмом» в 1892 году. Он изобразил бытовую сценку с двумя подругами. Одна из девушек, прислонив руку к груди, восторженно читает письмо. На коленях у нее лежит букетик, перевязанный тонкой лентой — автор дает понять, что весточка пришла от поклонника, вместе с цветами. Сидящая рядом подруга внимательно слушает текст. Она слегка улыбается, ее отрешенный взгляд подсказывает зрителю, что она погрузилась в себя. Скорее всего, она мечтает о таких же чувствах.
Художник укрупнил композицию, все внимание сосредоточив на лицах девушек и их одежде. Также он разделил полотно по цвету на светлую и темную части. Влюбленную девушку он написал в романтичном светло-розовом платье, украшенном кружевом и лентами. На лице ее читается наивный юношеский восторг. При этом образ подруги автор изобразил совсем иначе. Девушка держит себя намного уравновешеннее. Скромное темное платье застегнуто под самый воротник. Но легкая улыбка и мечтательный взгляд выдают ее отношение к романтике. Николай Ярошенко сумел дать точные характеристики каждой героине, не прибегая к лишним подробностям. Также он изящно подчеркнул, что они из одного социального слоя — у обеих девиц руки украшены браслетами с яркими камнями.
Николай Ярошенко жил с 1846 по 1920 годы. Художественные способности у него проявились рано, но семья настояла на военной карьере, и в девять лет его отдали в Полтавский кадетский корпус. В 1863 году юноша переехал в Петербург и поступил в Михайловское артиллерийское училище, одновременно став вольнослушателем в Академии художеств. Вплоть до 1892 года художник находился на военной службе и вышел в отставку в звании генерал-майора. Но делом всей его жизни оставалось искусство.
В начале 1870-х художник был завсегдатаем рисовальных вечеров у Ивана Крамского и Павла Брюллова. Он вдохновлялся идеями передвижников и участвовал в выставках вместе с ними. Его мировоззрение формировалось под влиянием идей народничества и молодых революционеров. В своем творчестве художник вдумчиво раскрывал духовный мир новой русской молодежи, которая активно включалась в общественную жизнь. Он создавал точные и емкие портреты, не перегружая их подробностями, но выхватывая самую суть.