Художница Юлия Васильевна Разумовская написала портрет женщины-врача Марии Ильиничны Гилут.
Память о Марии Ильиничне Гилут жива в Ессентуках до сих пор. Урожденная ленинградка. Врач-акушер в труднейших условиях 1920–1930 гг. помогавшая людям в Сибири на станции Зима Иркутской области, поселке Мама на Ленских приисках. На лыжах, самолете, на собачьей упряжке она совсем еще молоденькая добиралась в самые труднопроходимые места, чтобы спасать людей. В 1939 переехала в Ессентуки с мамой и двумя приемными детьми. В последние годы работала главврачом правительственного санатория «Москва». И по-прежнему помогала и помогала простым, нуждающимся в ее участии людям.
На портрете Ю. Разумовской Марии Ильиничне около сорока лет. Но кажется, что она еще моложе: столько свежести и порывистости в лице и фигуре. Светло-серая шелковая кофточка ей очень идет, оттенят серый цвет прозрачных глаз, русые шелковистые волосы. Прическа так просто убрана назад и во всем ее облике много естественности еще девической прелести. Художница хорошо чувствует особенности натуры, поэтому, наверное, почти не прописывает овальную брошь, скалывающую ворот блузки. Лишь мягкий блик, словно солнечный зайчик, видим мы на этом месте.
Хотя портрет тяготеет к парадности: большого размера, серый гладкий фон почти рез рефлексов, которыми так любит оживлять работы художница, строгая с чуть заметной вежливой улыбкой М.И. Гилут в свеженакрахмаленном халате. Черный, еще эбонитовый телефон, ручка с пером и кажется с не высохшими чернилами на листе бумаги (медицинской справке). Но букетик фиалок как бы небрежно, ненароком положенный в медицинский кювет на столе, хрустальный графин с водой весь в солнечных бликах, да и сам лиловатый потертый, покрытый дерматином стол так свежо и молодо написанный − все говорит о весне, победе, просыпающихся чувствах. Словно в этой будущей жизни все должно быть по-другому: также светло и чисто как этот белый медицинский халат на молодой женщине, как она сама со светлыми глазами, кажется опять поднимающаяся с кресла, чтобы кому-то помочь.
Нам, возможно, кажется сейчас, что Ю.В. Разумовская создает какие-то идеальные образы. Но это не совсем так: почерк невозможно придумать. Советский стиль послевоенных лет предписывал, конечно, некий человеческий эталон: бодрый, свежий, порывистый. Но он сам не брался из воздуха, а культивировался чаяниями времени, страшными переживаниями предшествующих военных лет. Он говорил о том, как много было в нашем народе еще не растраченных сил, ясных целей, коллективных упований. Что это было именно так, свидетельствует сама судьба М.И. Гилут, дочери рабочего из Петербурга, ессентукского врача, много, как и все, испытавшая превратностей судьбы. Но сохранившая до конца дней своих именно те качества, которые в ней увидела Ю.В. Разумовская − чистоту, искреннюю расположенность и открытость людям.
В 2021–2022 гг. картина была отреставрирована в Федеральном государственном бюджетном научно-исследовательском учреждении «Государственный научно-исследовательский институт реставрации».