Одна из самых ярких работ на тему Востока, представленных в собрании музея, принадлежит кисти Юлии Васильевны Разумовской. Московский живописец и график, автор множества портретов, натюрмортов, пейзажей и жанровых композиций, родилась в 1896 году и прошла интереснейший творческий путь, наполненный знакомствами с известными художниками, поездками по России и другим странам.
Юлия Разумовская закончила Академию художеств в Петербурге, училась в мастерской Дмитрия Николаевича Кардовского, который работал в реалистическом ключе, несмотря на царившие в начале ХХ века многочисленные «измы» в искусстве, поэтому художница переняла у него крепкую, четкую и быструю манеру изображения.
Совсем другая по исполнению и колориту представленная работа «Легенда о старой Бухаре». С Востоком у Ю. Разумовской связаны особенные воспоминания. Она посетила Узбекистан трижды в 1925–1927 годах. Художница работала вместе с мужем архитектором Логиновым в экспедициях по реставрации памятников искусства. Яркий колорит рынков, наполненных тканями и специями, экзотическая архитектура, преимущественно ночная жизнь — все это было так непохоже на привычные будни Москвы и Петербурга. С этого времени тема востока становится одним из лейтмотивов творчества Разумовской. Она настолько глубоко затронула художницу, что во многих работах, посвященных Бухаре, Разумовская отходит от принципов реалистического искусства и приближается к экспрессивным обобщенным образам, близким авангардистам. За время поездок было выполнено множество набросков, этюдов в масле, а также написаны полноценные, законченные произведения.
Картина «Легенда о старой Бухаре» создана в 1927 году, в последнюю поездку художницы в Узбекистан. Очень театрально, практически условно изображены фигуры узбеков, пьющих чай. Картина написана в плоскостной манере, где геометрическая форма объектов и их наполнение цветом определяет настроение загадочного ночного города. Для усиления экзотического колорита мастер вписывает в работу символы Востока: вывеску чайханы, серп месяца, национальную посуду и восточные узоры на тканях. Возможно, легкость написания такой нестандартной работы была связана с участием Разумовской в ассоциации «Жар-Цвет», тяготевшей к декоративности изображения.
В курганской коллекции оказалась, по словам сестры художницы, искусствоведа Софьи Разумовской, «одна из самых интересных и своеобразных работ», ведь она передала ощущение сказочности Средней Азии, причем в редкой для этого автора авангардной манере. Это произведение Юлии Разумовской, как свидетельствует ее сестра, очень понравилось Игорю Грабарю, председателю Московской закупочной комиссии в 1930-х годах, и он настоял на ее приобретении для Музейного фонда. Большинство работ из бухарского цикла Разумовской хранится в собрании Третьяковской галереи. «Легенда о старой Бухаре» стала одним из первых поступлений в фонды Курганского областного художественного музея.
Юлия Разумовская закончила Академию художеств в Петербурге, училась в мастерской Дмитрия Николаевича Кардовского, который работал в реалистическом ключе, несмотря на царившие в начале ХХ века многочисленные «измы» в искусстве, поэтому художница переняла у него крепкую, четкую и быструю манеру изображения.
Совсем другая по исполнению и колориту представленная работа «Легенда о старой Бухаре». С Востоком у Ю. Разумовской связаны особенные воспоминания. Она посетила Узбекистан трижды в 1925–1927 годах. Художница работала вместе с мужем архитектором Логиновым в экспедициях по реставрации памятников искусства. Яркий колорит рынков, наполненных тканями и специями, экзотическая архитектура, преимущественно ночная жизнь — все это было так непохоже на привычные будни Москвы и Петербурга. С этого времени тема востока становится одним из лейтмотивов творчества Разумовской. Она настолько глубоко затронула художницу, что во многих работах, посвященных Бухаре, Разумовская отходит от принципов реалистического искусства и приближается к экспрессивным обобщенным образам, близким авангардистам. За время поездок было выполнено множество набросков, этюдов в масле, а также написаны полноценные, законченные произведения.
Картина «Легенда о старой Бухаре» создана в 1927 году, в последнюю поездку художницы в Узбекистан. Очень театрально, практически условно изображены фигуры узбеков, пьющих чай. Картина написана в плоскостной манере, где геометрическая форма объектов и их наполнение цветом определяет настроение загадочного ночного города. Для усиления экзотического колорита мастер вписывает в работу символы Востока: вывеску чайханы, серп месяца, национальную посуду и восточные узоры на тканях. Возможно, легкость написания такой нестандартной работы была связана с участием Разумовской в ассоциации «Жар-Цвет», тяготевшей к декоративности изображения.
В курганской коллекции оказалась, по словам сестры художницы, искусствоведа Софьи Разумовской, «одна из самых интересных и своеобразных работ», ведь она передала ощущение сказочности Средней Азии, причем в редкой для этого автора авангардной манере. Это произведение Юлии Разумовской, как свидетельствует ее сестра, очень понравилось Игорю Грабарю, председателю Московской закупочной комиссии в 1930-х годах, и он настоял на ее приобретении для Музейного фонда. Большинство работ из бухарского цикла Разумовской хранится в собрании Третьяковской галереи. «Легенда о старой Бухаре» стала одним из первых поступлений в фонды Курганского областного художественного музея.