Творчество Алексея Гавриловича Венецианова — уникальное явление в русском искусстве. Выходец из семьи простого торговца, он не получил законченного художественного образования. Тем не менее, Венецианов стал основоположником «крестьянского» жанра в живописи и основал свою школу в имении Сафонково Тверской губернии, где обучал молодых художников писать с натуры.
Прадед живописца был родом из Греции, семья перебралась в Москву в начале XIX века. Отец Венецианова зарабатывал на жизнь торговлей, выращивая на продажу саженцы и цветочные луковицы. Предполагалось, что мальчик пойдет по стопам родителей, но тот уже с ранних лет начал рисовать. Отец в конце концов смирился с увлечением сына и даже подарил ему учебник по живописи.
Нет точных данных, кто был первым учителем Венецианова. По воспоминаниям племянника, смешивать краски и натягивать холсты на подрамники он научился у одного из московских художников. Тем не менее, когда Венецианов приехал в Петербург в 1802 году, он был уже зрелым мастером с устоявшейся манерой живописи. В столице он пытался подрабатывать пейзажами и портретами на заказ, давая объявления в газете, но успеха эта затея не имела.
Средствами помог отец — он присылал сыну деньги, на которые тот мог брать уроки у мастера портретной живописи Владимира Боровиковского. Признание пришло к художнику только в 1811 году — он получил звание академика за работу «Портрет Г. И. Головачевского». Творчество не приносило Венецианову больших заработков, все это время он продолжал служить в должности землемера.
В 1819 году художник оставил столицу и переехал с семьей в имение Сафонково, где основал собственную школу. Он много работал в области «крестьянского» жанра и обучал приемам живописи своих последователей, среди которых были крепостные и выходцы из бедных семей.
Заслуги художника были признаны императором — в 1830 году Венецианов получил должность придворного живописца. Жизнь мастера закончилась трагично. Во время одной из рабочих поездок лошади понесли, и художник погиб, не сумев выпрыгнуть из саней.
Прадед живописца был родом из Греции, семья перебралась в Москву в начале XIX века. Отец Венецианова зарабатывал на жизнь торговлей, выращивая на продажу саженцы и цветочные луковицы. Предполагалось, что мальчик пойдет по стопам родителей, но тот уже с ранних лет начал рисовать. Отец в конце концов смирился с увлечением сына и даже подарил ему учебник по живописи.
Нет точных данных, кто был первым учителем Венецианова. По воспоминаниям племянника, смешивать краски и натягивать холсты на подрамники он научился у одного из московских художников. Тем не менее, когда Венецианов приехал в Петербург в 1802 году, он был уже зрелым мастером с устоявшейся манерой живописи. В столице он пытался подрабатывать пейзажами и портретами на заказ, давая объявления в газете, но успеха эта затея не имела.
Средствами помог отец — он присылал сыну деньги, на которые тот мог брать уроки у мастера портретной живописи Владимира Боровиковского. Признание пришло к художнику только в 1811 году — он получил звание академика за работу «Портрет Г. И. Головачевского». Творчество не приносило Венецианову больших заработков, все это время он продолжал служить в должности землемера.
В 1819 году художник оставил столицу и переехал с семьей в имение Сафонково, где основал собственную школу. Он много работал в области «крестьянского» жанра и обучал приемам живописи своих последователей, среди которых были крепостные и выходцы из бедных семей.
Работы учеников мастер выставлял вместе со своими.
Заслуги художника были признаны императором — в 1830 году Венецианов получил должность придворного живописца. Жизнь мастера закончилась трагично. Во время одной из рабочих поездок лошади понесли, и художник погиб, не сумев выпрыгнуть из саней.
Детский портрет занимает большое место в искусстве живописца. Образ ребенка всегда увлекал его.
Им написано немало портретов крестьянских детей, в которых он стремится подчеркнуть непосредственность и индивидуальность ребенка. Все очарование детского образа передано и в его работе «Портрет девочки» — нежный румянец на щеках, трогательно полураскрытый рот, изумленно смотрящие глаза. Оживленное лицо ребенка написано с чисто венециановской теплотой чувства, не лишенного оттенка сентиментальности.
Им написано немало портретов крестьянских детей, в которых он стремится подчеркнуть непосредственность и индивидуальность ребенка. Все очарование детского образа передано и в его работе «Портрет девочки» — нежный румянец на щеках, трогательно полураскрытый рот, изумленно смотрящие глаза. Оживленное лицо ребенка написано с чисто венециановской теплотой чувства, не лишенного оттенка сентиментальности.