Творчество Петра Михайловича Шамшина — яркий пример академизма, следующего высоким канонам искусства Античности и эпохи Возрождения. Умелый рисовальщик и живописец классического направления, большинство своих произведений он посвятил мифическим и библейским сюжетам.
Мастер родился в 1811 году в семье художника. Его отцом был известный академик портретной живописи Михаил Никитич Шамшин, поэтому путь мальчика был предопределен с самого раннего детства. Уже в возрасте десяти лет Петр начал учебу в петербургской Академии художеств, где его руководителем стал живописец Петр Васильевич Басин, известный своими работами на религиозную и историческую тему.
В 1838 году Шамшин закончил Академию с блестящими результатами. Выпускную работу художник создал, вдохновившись поэмой Гомера «Илиада». За картину «Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии» молодой мастер получил малую золотую медаль. Двумя годами ранее он уже был награжден большой золотой медалью за работу, также посвященную древнегреческой мифологии.
Награды давали право начинающему живописцу на путешествие за границу для совершенствования мастерства за счет средств «Общества поощрения художников». Италия покорила Шамшина национальным колоритом, богатством природы и красотой местных жителей. В этой стране он провел целых семь лет в непрерывной работе.
После возвращения на родину художник стал преподавателем в стенах родной академии и закончил свою карьеру в должности ректора живописи и скульптуры, на которой работал до глубокой старости и покинул пост незадолго до своей смерти.
Фигуры Марии, Иосифа и Иоанна Крестителя образуют треугольник, в центре которого помещен младенец Иисус. Его лик обращен к небесам, мягким жестом он отстраняет цветы, подносимые ему Иоанном. Иосиф предлагает младенцу кисть винограда, который в христианстве служит символом Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Иоан. XV, 1–6).
В библейском сюжете художник передает чувства и эмоции реальных людей. Образ младенца Иисуса находится в центре внимания зрителей. Мастеру удалось запечатлеть на полотне любовь всех участников сценки, обращенную к богомладенцу. Иосиф склонился над ребенком, в его позе чувствуется забота и желание защитить семью. Богоматерь со спокойным и умиротворенным лицом ласково взирает на детей.
Черты персонажей переданы с фотографической точностью, а картина проникнута лиризмом и изяществом. Знание световоздушной перспективы позволило художнику смягчить очертания фигур в пейзаже тающей дымкой, напоминающей сфумато Леонардо да Винчи — технику, позволяющую передать в живописи движение воздуха.
Мастер родился в 1811 году в семье художника. Его отцом был известный академик портретной живописи Михаил Никитич Шамшин, поэтому путь мальчика был предопределен с самого раннего детства. Уже в возрасте десяти лет Петр начал учебу в петербургской Академии художеств, где его руководителем стал живописец Петр Васильевич Басин, известный своими работами на религиозную и историческую тему.
В 1838 году Шамшин закончил Академию с блестящими результатами. Выпускную работу художник создал, вдохновившись поэмой Гомера «Илиада». За картину «Гектор в ложнице Елены упрекает Париса в бездействии» молодой мастер получил малую золотую медаль. Двумя годами ранее он уже был награжден большой золотой медалью за работу, также посвященную древнегреческой мифологии.
Награды давали право начинающему живописцу на путешествие за границу для совершенствования мастерства за счет средств «Общества поощрения художников». Италия покорила Шамшина национальным колоритом, богатством природы и красотой местных жителей. В этой стране он провел целых семь лет в непрерывной работе.
После возвращения на родину художник стал преподавателем в стенах родной академии и закончил свою карьеру в должности ректора живописи и скульптуры, на которой работал до глубокой старости и покинул пост незадолго до своей смерти.
Картина «Святое семейство» была написана в 1856 году. В своей работе художник следует лучшим традициям художников эпохи Ренессанса. Пропорции выдержаны с математической точностью. Округлые линии композиции подчеркнуты сходной формой рамы.
Фигуры Марии, Иосифа и Иоанна Крестителя образуют треугольник, в центре которого помещен младенец Иисус. Его лик обращен к небесам, мягким жестом он отстраняет цветы, подносимые ему Иоанном. Иосиф предлагает младенцу кисть винограда, который в христианстве служит символом Христа («Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Иоан. XV, 1–6).
В библейском сюжете художник передает чувства и эмоции реальных людей. Образ младенца Иисуса находится в центре внимания зрителей. Мастеру удалось запечатлеть на полотне любовь всех участников сценки, обращенную к богомладенцу. Иосиф склонился над ребенком, в его позе чувствуется забота и желание защитить семью. Богоматерь со спокойным и умиротворенным лицом ласково взирает на детей.
Черты персонажей переданы с фотографической точностью, а картина проникнута лиризмом и изяществом. Знание световоздушной перспективы позволило художнику смягчить очертания фигур в пейзаже тающей дымкой, напоминающей сфумато Леонардо да Винчи — технику, позволяющую передать в живописи движение воздуха.