Художник Алексей Венецианов преподавал в Академии художеств, писал портреты дворян, был придворным живописцем. Он известен своими полотнами, изображающими жизнь русских крестьян. «Гумно» — одна из первых и наиболее известных его картин на эту тему.
Гумно
Время создания
1822–1823 годы
Размер
66,5x80,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Алексей Венецианов
Гумно
#2
#11
В 1819 году Венецианов оставил петербургскую жизнь и службу в академии. Вместе с женой он переехал в деревню Сафонково в Тверской губернии и начал разрабатывать свой «сельский» жанр. В 1822–1823 годах он написал «Гумно».
#12
В отличие от более поздних произведений, здесь художник не сильно сосредоточился на образах крестьян. Большее внимание он уделил их расположению в пространстве, реалистичности, свету и перспективе.
#10
#4
Гумно — это помещение, в котором хранили зерно после жатвы. На картине мы видим его изнутри: собранный урожай, отдыхающие крепостные, различные инструменты. Внутри обычно было темно, поэтому для создания естественного освещения Венецианов велел работникам спилить переднюю стену гумна в своём имении.
#13
Герои картины не выглядят, будто их запечатлели в процессе работы. Их фигуры статичны и немного неестественны, видно, что они позируют. Автор специально написал их именно таким образом, чтобы сделать акцент на самом помещении и перспективе полотна.
#14
Картину можно назвать целым экспериментом в области линейной перспективы. Брёвна, из которых состоят стены, и балки на потолке образуют линии, сходящиеся к одной точке в дальней стене помещения. Фигуры крестьян становятся меньше по мере удаления от зрителя. Всё это даёт ощущение глубины пространства.
#6
На этот эксперимент художника вдохновила работа современника, французского живописца Франсуа Гране, — «Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме». Венецианов восхищался этим произведением и часами рассматривал его в Эрмитаже. Позже он даже написал теоретическую статью «Нечто о перспективе».
Франсуа-Мариус Гране (1775-1849). Внутренний вид хоров церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме, авторское повторение. Холст, масло. После 1818. Государственный Эрмитаж.
#8
В 1824 году картину выставили на академической выставке. Многие критики не оценили тему, не свойственную для грандиозной и помпезной живописи академизма. Однако Александру I «Гумно» понравилось, император купил его за три тысячи рублей для Эрмитажа — для сравнения, в то время на 500 рублей можно было скромно жить целый год. В 1897 году полотно поступило в только что открывшийся Русский музей.
#9
<iframe width="100%" height="315" src="https://www.youtube.com/embed/7VUvMtFCmf4" frameborder="0" allow="accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture" allowfullscreen></iframe>
#15
Государственный Русский музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Гумно
Время создания
1822–1823 годы
Размер
66,5x80,5 см
Техника
Холст, масло
Коллекция
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться