Алексей Венецианов — мастер портрета и жанровых сцен из жизни крестьян. Одним из первых среди русских живописцев он стал изображать повседневную жизнь людей, бытовые заботы и обыденный труд. Венецианов стремился показать человека таким, каким он представал в реальной жизни. Мастер считал, что в повседневной обстановке естественно и правдиво раскрывается характер человека. Он писал крестьянок за работой, девушек во время гаданий, изображал сельские пейзажи.
Венецианов оставил службу в Петербурге и поселился в своем имении Сафонково в Тверской губернии. В течение долгих лет он обучал молодых художников: поначалу разыскивал таланты, а впоследствии они сами стремились попасть к нему в ученики. Деньги от продажи картин он тратил на обучение художников, многие из них происходили из крестьян. Мастер учил их изображать на картинах жизнь в разных ее проявлениях, при этом не навязывая академические каноны живописи. Его учеников и последователей стали называть «венециановской школой», они работали преимущественно в бытовом жанре. Взгляды Венецианова оказали влияние на целое поколение русских художников.
На выставке представлен «Портрет Настеньки Хавской». Живописные портреты детей были единственной возможностью показать этапы взросления ребенка. Современники художника восхищались неподдельной естественностью, присущей работам мастера. Детские портреты Венецианова независимо от сословного положения героев взывают к нашему сочувствию и вниманию.
Он владел важным для всякого творца качеством: умел поставить себя на место другого человека, ощутить его переживания, как свои собственные. Образ Настеньки Хавской художник передал с большой теплотой. Венецианов мастерски запечатлел наивный и чистый облик ребенка: внимательный и серьезный взгляд детских глаз, доверчивое и ласковое выражение лица. Детали создают трогательный образ детства, доверчивый и открытый миру: коротенькие волосы, складки платья, конфеты в обертке, апельсины, предметы на стуле (вероятно, любимые игрушки девочки).
На картине чуть намечен интерьер: позади ребенка едва заметна раскрытая тетрадь с текстом на французском языке, в шкафу — книги. Предметы напоминают о серьезных учебных занятиях. Девочка изображена в естественной позе. Живописцу удалось избежать излишней сентиментальности, свойственной детским портретам, и создать один из лучших образцов этого жанра.
Венецианов оставил службу в Петербурге и поселился в своем имении Сафонково в Тверской губернии. В течение долгих лет он обучал молодых художников: поначалу разыскивал таланты, а впоследствии они сами стремились попасть к нему в ученики. Деньги от продажи картин он тратил на обучение художников, многие из них происходили из крестьян. Мастер учил их изображать на картинах жизнь в разных ее проявлениях, при этом не навязывая академические каноны живописи. Его учеников и последователей стали называть «венециановской школой», они работали преимущественно в бытовом жанре. Взгляды Венецианова оказали влияние на целое поколение русских художников.
На выставке представлен «Портрет Настеньки Хавской». Живописные портреты детей были единственной возможностью показать этапы взросления ребенка. Современники художника восхищались неподдельной естественностью, присущей работам мастера. Детские портреты Венецианова независимо от сословного положения героев взывают к нашему сочувствию и вниманию.
Он владел важным для всякого творца качеством: умел поставить себя на место другого человека, ощутить его переживания, как свои собственные. Образ Настеньки Хавской художник передал с большой теплотой. Венецианов мастерски запечатлел наивный и чистый облик ребенка: внимательный и серьезный взгляд детских глаз, доверчивое и ласковое выражение лица. Детали создают трогательный образ детства, доверчивый и открытый миру: коротенькие волосы, складки платья, конфеты в обертке, апельсины, предметы на стуле (вероятно, любимые игрушки девочки).
На картине чуть намечен интерьер: позади ребенка едва заметна раскрытая тетрадь с текстом на французском языке, в шкафу — книги. Предметы напоминают о серьезных учебных занятиях. Девочка изображена в естественной позе. Живописцу удалось избежать излишней сентиментальности, свойственной детским портретам, и создать один из лучших образцов этого жанра.