Русский художник Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) родился в Москве, в купеческой семье. Систематического художественного образования он не получил, первоначально занимался живописью и рисованием самостоятельно. В Санкт-Петербурге, куда он переехал в 1807 году, первое время служил чиновником, одновременно с этим занимался копированием старых мастеров в Эрмитаже. Там Алексей Гаврилович познакомился с известным портретистом Владимиром Лукичом Боровиковским.
Молодой художник многому научился у этого мастера, первые достижения Алексея Венецианова были отмечены именно в жанре портрета. В 1811 году он получил звание академика Императорской Академии художеств, хотя и не обучался в этом заведении. Во время Отечественной войны 1812 года художник обратился к сатирической графике, создал серию работ, в которых высмеивал тех русских дворян, которые преклонялись перед всем французским.
После изгнания наполеоновской армии Алексей Гаврилович Венецианов издал азбуку, в которой каждая буква сопровождалась остроумным рисунком и двустишием о событиях войны. Летом 1819 года художник покинул Петербург и поселился в своем имении Сафонково под Тверью. Там он создал полный поэзии крестьянский цикл. В него вошли такие картины, как «Гумно», «Спящий пастушок», «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянка с васильками».
Идеализируя образ крестьянского быта, художник стремился рассказать зрителю о красоте родной земли и живущих на ней людях. Алексей Гаврилович был одним из первых русских живописцев, обративших свое внимание на очарование русской природы, отступив от пристрастия к эффектным пейзажам, традиционным для академической живописи. Гармония для него заключалась в духовном единстве людей и природы.
«Женский портрет» кисти Венецианова из коллекции Горловского художественного музея был также создан в этот период. Девушка, которую мастер изобразил на портрете, судя по всему, принадлежала к обедневшему дворянскому роду.
В декабре 1847 года жизнь Алексея Гавриловича Венецианова по трагической
случайности прервалась. Повозка, на которой художник ехал в Тверь, слетела с
обледеневшей горки и разбилась о каменную постройку.