Работа Давида Давидовича Бурлюка «Пейзаж. Крым» не согласуется со взглядами кубофутуристического движения, к которому принадлежал ее автор.
Выбор момента и состояния показывает, что художника привлекла идея изобразить перемену, совершающуюся в природе (и в душе созерцающего) в вечернее время. Мир объединен в переходе из состояния дня — ясного, цветистого, земного, витального — к состоянию ночи, наполненной гаснущим приглушенным шорохом теней, раскрывающей дневной мир преходящих движений космосу и вечности. Переход этот чувствуется почти осязаемо: он — в наполненном воздухе, скрадывающем дальний план с помощью приемов письма воздушной перспективы, он — в детальности переднего плана, сверкающего красками уходящего дня, он, наконец, в самой дороге, связывающей день и ночь, близкое подробное и дальнее масштабное пространство.
Сам сюжет — дорога, город, находящееся между землей и небом дерево — одновременно прост и случаен, подобно сюжетам импрессионистов. Пейзаж, сознательно философски обобщенный, вызывает в созерцающем архетипические образы, универсальные для множества людей символы, рассказывающие о мироустройстве.
Дерево, темным пятном выделяющееся на фоне синеватой дали, соединяет, как вертикальная ось, земной и небесный уровни бытия, являясь частью или образом Мирового дерева.
Город, утопающий в зелени, просматривается вокруг него. В это пространство, уже вглубь картины, ведет зрителя раскрывшаяся на переднем плане, подобно воротам, сияющая дорога. Она движется до среднего плана с изображенным городом и деревом, постепенно обобщаясь, а затем исчезает, уступая место небу и далекой нечеткой горе.
Художник встраивает цветовые и композиционные особенности импрессионистического письма в сложную и вместе с тем цельную композицию с соединением и постепенным обобщением трех планов, со световоздушной перспективой, с игрой ритмов и пятен, в которой соседствуют не только чистые звучные контрастирующие цвета, но и множество мягких нюансных оттенков. Его пространство сплавлено воедино в постепенном переходе от дня к ночи, и задача автора — не только в передаче случайного, минутного поэтического впечатления. Речь идет об особом мышлении художника, о мироощущенческой потребности передать единую картину бытия, в которой слито взаимодействуют противоположные начала и силы, где человеческая душа дышит в том же ритме, что сменяет день и ночь, яркое радостное преходящее и не менее прекрасное таинственное и вечное.