С первого взгляда сложно судить о настроении картины «Золотая осень», а значит и самого художника в момент написания. Это размышления поэтического характера, это не оптимистичная «Золотая осень» Левитана: настроение скорее задумчиво-замкнутое. Уравновешенная композиция и колорит, выстроенный на сопоставлении желтого и зеленого, создают ощущение гармонии между линиями, цветом и тоном. Цвет мягкий, спокойный; березы кажутся вибрирующими в пространстве. Нисходящая диагональ будто заставляет деревья крениться все ниже с обрыва, но сосна, чуть смещенная от центра, удерживает композицию. За пределами этого кусочка леса проглядывает светлое поле.
Нет сомнений, что работа натурная. И художник пишет этот пейзаж, очень камерный по своему настроению, находясь на некотором возвышении.
Осип Браз родился в Одессе в 1873 году. Окончил Одесское театрально-художественное училище. В начале 1890-х занимался в частной студии в Мюнхене, после переехал в Париж. По возвращении из Европы поступил в Академию художеств, учился в мастерской Репина.
В Петербурге начал давать частные уроки в студии на Мойке. В 1900 году Браз сблизился с Бенуа, вступил в объединение «Мир искусства».
В 1914 году был признан академиком Академии художеств, а в 1918 году назначен ученым хранителем и заведующим отделом голландской живописи Эрмитажа. С 1920 года руководил мастерской во ВХУТЕМАСе.
В 1924 году Осип Браз был арестован. Весной 1925 года его обвинили в «скупке картин для вывоза их за границу и в передаче секретных сведений об экономическом положении СССР». В январе 1926 года освобожден по ходатайству и направлен в ссылку в Новгород, где занимался разработкой фондов и реставрацией памятников в губернском музее.
В 1928 году уехал в Германию. О дальнейшей жизни Браза известно мало. Из Германии он почти сразу переехал в Париж, где занимался живописью и антиквариатом.
Произведения Осипа Браза хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Пермской художественной галерее, Одесском художественном музее, музеях Калуги, Петрозаводска, Новокузнецка и других.