Последней точкой пребывания в России известного художника и поэта-футуриста Давида Давидовича Бурлюка стал Владивосток. Здесь после длительного путешествия по Сибири и Дальнему Востоку он обосновался в районе Рабочей слободки на сопке Буссе. Давид Бурлюк вошел в группу футуристов, сформировавшуюся во Владивостоке к 1918 году. В числе членов группы были Николай Асеев и Сергей Третьяков. Во Владивостоке Бурлюк был негласным лидером местной богемы, обитающей в кафе «Балаганчик». Художники, писатели, поэты были в восторге от эпатажного Бурлюка. Он устраивал громкие выставки и поэтические вечера, организовывал диспуты об искусстве. Во Владивостоке он написал акварельный портрет еще одной незаурядной личности своего времени — борца и авиатора Ивана Заикина, — представленный в экспозиции Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева.
Иван Михайлович Заикин (1880–1948) — знаменитый борец, ученик самого Ивана Поддубного. Помимо борьбы, выступал на цирковой арене с силовыми номерами. Среди его друзей были такие выдающиеся личности, как Александр Куприн, Максим Горький, Фёдор Шаляпин, Александр Блок. У Заикина были сценические имена «Король железа» и «Капитан воздуха». Первое относилось к его цирковой карьере, второе было связано с его стремлением стать авиатором.
Превратности гражданской войны привели его (как и Бурлюка) на Дальний Восток. Известно, что свой 40-летний юбилей в ноябре 1920 года Заикин отпраздновал во Владивостоке. Покинув Россию, вместе с Бурлюком он оказался в Японии. Через год перебрался в Европу (Париж, Вена, Бухарест, Варшава). В 1925 году приезжал в США, затем жил в Болгарии, а с 1928 года в Бессарабии: его супруга Анна Фоминична, служившая кассиром в цирке, в 1928 году получила в наследство домик в Кишинёве, где Заикин прожил до своей кончины в 1948 году.
В период проживания
во Владивостоке Давид Бурлюк много работал в разных жанрах: портрет,
пейзаж, натюрморт. Он часто портретировал людей, которые его окружали.
Заикин был в их числе. Но к нему Бурлюк относился с особым
чувством, их связывала большая дружба: летом этого же года
он написал еще один портрет Заикина, маслом, в Сибири, через которую
ехал на Дальний Восток. От акварельного он отличается
не только техникой и форматом: в живописном портрете Заикин
более брутальный, в акварели же удалось запечатлеть добродушный характер
борца.