Давид Давидович Бурлюк стал новым типом универсального художника начала ХХ века. Он происходил из старинного казачьего рода, появился на свет в 1882 году в многодетной семье агронома. Отец служил управляющим в имениях юга России, поэтому Бурлюки часто переезжали. Мать занималась живописью, дети ставили домашние спектакли и часто читали вслух. В детстве брат Николай случайно выбил Давиду глаз, и он всю жизнь проходил со стеклянным левым глазом. Впоследствии стеклянным глазом и лорнетом художник охотно и артистично эпатировал публику.
Поле со скирдами
В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал много французов и немцев. Всовывал книги. Ходили и говорили без конца.
Бурлюк фактически раскрыл в Маяковском поэта и в дальнейшем часто поддерживал его морально и материально.
Искусство Давида Бурлюка отобразило его деятельную натуру, богатый внутренний мир и стремление к новизне. В его работах сочетаются разные приемы, стили и жанры: импрессионизм, футуризм, фовизм, реализм. Его упрекали за эклектичность и отсутствие единой манеры. Однако, в каком бы стиле ни работал Бурлюк, его визитной карточкой была выразительная живописная фактура, по его собственным словам — «занозистая, раковистая, крючковатая, землистая». Он любил экспериментировать, одним из первых начал использовать в своих работах коллажи, вклеивал кусочки фанеры, шестеренки, металлические пластины. В отличие от многих своих коллег-авангардистов, Бурлюк не порывал с пленэрной импрессионистической манерой и реалистическими традициями в живописи.
Живописец и поэт, он печатал манифесты, придумывал экстравагантные акции, издавал экспериментальные сборники, организовывал выставки, объехал с лекциями о современном искусстве Урал, Сибирь и Дальний Восток, откуда переехал в Японию — писал там картины и изучал местную культуру. В 1920 году эмигрировал в США.