Александр Гауш принадлежал к несколько более ранней генерации, чем молодые авангардисты «Союза», художники в основном 1880-х годов рождения.
Александр Гауш родился в 1873 году, учился в Петербургской академии художеств. В 1903 был одним из организаторов «Нового общества художников», группы, ориентированной на академическое искусство с умеренными новаторскими притязаниями.
В 1900-е годы художник проходит увлечение импрессионизмом — преимущественно в пейзаже. На выставке представлены несколько «этнографических» натюрмортов художника.
Темой народного искусства интересовались в это время по-разному. Кто-то — как некоторые мирискусники — относился к нему покровительственно-иронично, «скурильно», как тогда говорили. Кто-то ценил прикладные качества: декоративность и орнаментальность. Авангардисты ценили брутальную примитивность фольклорного искусства.
В работе Гауша эти тенденции совмещаются и как будто примиряются.
Художник явно смакует насыщенность цвета: все части натюрморта словно сливаются в полуабстрактном полотне. Колористический момент доминирует настолько, что от зрителя требуется дополнительное усилие, чтобы с цветов переключиться на рассматривание отдельных предметов и деталей.
Есть здесь и иронический момент — в самом названии. Словосочетание «русский классицизм» в некотором смысле парадоксально. Ведь классицизм — это все то, что связано с наследием античности. А вот в работе Гауша вместо греческих бюстов и меандра в качестве классики предлагается русское шитье и крашеные фигурки-игрушки.
Александр Гауш родился в 1873 году, учился в Петербургской академии художеств. В 1903 был одним из организаторов «Нового общества художников», группы, ориентированной на академическое искусство с умеренными новаторскими притязаниями.
В 1900-е годы художник проходит увлечение импрессионизмом — преимущественно в пейзаже. На выставке представлены несколько «этнографических» натюрмортов художника.
Темой народного искусства интересовались в это время по-разному. Кто-то — как некоторые мирискусники — относился к нему покровительственно-иронично, «скурильно», как тогда говорили. Кто-то ценил прикладные качества: декоративность и орнаментальность. Авангардисты ценили брутальную примитивность фольклорного искусства.
В работе Гауша эти тенденции совмещаются и как будто примиряются.
Художник явно смакует насыщенность цвета: все части натюрморта словно сливаются в полуабстрактном полотне. Колористический момент доминирует настолько, что от зрителя требуется дополнительное усилие, чтобы с цветов переключиться на рассматривание отдельных предметов и деталей.
Есть здесь и иронический момент — в самом названии. Словосочетание «русский классицизм» в некотором смысле парадоксально. Ведь классицизм — это все то, что связано с наследием античности. А вот в работе Гауша вместо греческих бюстов и меандра в качестве классики предлагается русское шитье и крашеные фигурки-игрушки.