Елена Гуро родилась в 1877 году. Была супругой Михаила Матюшина. В историю русского авангарда вошла как художник, поэт, переводчик.
Живопись Гуро узнаваема — это крайне обобщенные бессюжетные изображения с минимумом деталей, сделанные в эстетике этюда, быстрой зарисовки.
На выставке представлена её работа 1910 года «Женщина в платке», с сугубо ассоциативным подзаголовком «Скандинавская царевна».
Сюжет, с изобразительной точки зрения, дан нарочито упрощенно. Построение сводится к нескольким цветовым плоскостям, ограниченным очень простыми контурами. Такая, как тогда говорили, примитивистская манера опирается на несколько источников: во-первых, фовистский стиль Матисса. Действительно, в его работах часто можно увидеть однотонные заливки с, как будто небрежной, линией. Далее, примитивизм отсылает к непрофессиональной народной изобразительности и к наивному искусству детей.
Все это — и фовизм, и народное искусство, и детское творчество — пользовалось в 10-е годы популярностью. Момент искренности такого искусства противопоставлялся здесь и холодному, стандартизированному стилю академии, и условному, «утонченному» декадансу, в духе Бердсли или Врубеля.
Необычно в этой работе почти полное совпадение цвета фона и лица персонажа. Такая монохромность создает ощущение общей плоскостности картины и подчеркивает выразительную функцию линии, очерчивающей лицо. Обратим внимание и на пейзаж за окном. Особенно выразительны здесь звезды, отмеченные большими белыми фактурными кружками, призванные в такой наивной форме — через увеличение количества краски — передать яркость звезд на северном небе.
Несмотря на все обобщения, портрет выразительно передает фенотип — мы вполне можем представить себе какого типа лицо было взято за основу изображения.
Сюжет, с изобразительной точки зрения, дан нарочито упрощенно. Построение сводится к нескольким цветовым плоскостям, ограниченным очень простыми контурами. Такая, как тогда говорили, примитивистская манера опирается на несколько источников: во-первых, фовистский стиль Матисса. Действительно, в его работах часто можно увидеть однотонные заливки с, как будто небрежной, линией. Далее, примитивизм отсылает к непрофессиональной народной изобразительности и к наивному искусству детей.
Все это — и фовизм, и народное искусство, и детское творчество — пользовалось в 10-е годы популярностью. Момент искренности такого искусства противопоставлялся здесь и холодному, стандартизированному стилю академии, и условному, «утонченному» декадансу, в духе Бердсли или Врубеля.
Необычно в этой работе почти полное совпадение цвета фона и лица персонажа. Такая монохромность создает ощущение общей плоскостности картины и подчеркивает выразительную функцию линии, очерчивающей лицо. Обратим внимание и на пейзаж за окном. Особенно выразительны здесь звезды, отмеченные большими белыми фактурными кружками, призванные в такой наивной форме — через увеличение количества краски — передать яркость звезд на северном небе.
Несмотря на все обобщения, портрет выразительно передает фенотип — мы вполне можем представить себе какого типа лицо было взято за основу изображения.