Во второй половине ХIХ века масштабы производства на Дятьковском хрустальном заводе расширяются, устанавливается новейшее оборудование, совершенствуются технологии, возникают разнообразные подходы к формам и декору предметов. В этот период в декоративно-прикладном искусстве наблюдается небывалое ранее увлечение русской народной тематикой, которая находит живое отражение в изделиях завода. Наиболее яркое проявление «русского стиля» в изделиях Дятьковского хрустального завода было связано с творчеством Елизаветы Меркурьевны Бём. Принимая за основу посудные формы допетровской Руси: братины, чарки, ковши, — художница создает на заводе свои знаменитые произведения, которые завоевывают не только российское, но и международное признание.
В музее хрусталя экспонируется сервиз «Зима», выполненный в технике травления с дальнейшей росписью высокими эмалями. Предметы этого сервиза словно выросли из толщи льда, о чем говорят пробки в виде кристаллов льда с застывшими внутри пузырьками и такого же характера толстый залив дна основания стакана. Вся матовая, будто запотевшая поверхность предметов расписана тонкими звездочками снежинок, а верхние части расписаны рельефно с эффектом растекания, как бы оплыва белой эмали. Опоясывает кувшин надпись, неотъемлемой частью входящая в декор изделия: «Не винца, так пивца, не пивца, так кваску, не кваску, так студёной водицы».
Использование русских пословиц и поговорок в декоре изделий — прием, характерный для творчества Елизаветы Бём. Изделия Елизаветы Бём, которые завод выпускал как «не прейскурантные» (то есть ограниченным тиражом), пользовались огромным успехом — не только потому, что отличались высокими художественными достоинствами, но и потому, что были проникнуты романтическим отношением к старине, были подчеркнуто русскими. Объяснение успеха творчества Бём таится и в том, что его истоки — в глубоком изучении и восприятии народного искусства и наследия дятьковских мастеров-стеклоделов. В лице Елизаветы Меркурьевны Бём на заводе впервые появился профессиональный художник, который сумел на основе местных традиций, собственного таланта и опыта мировой культуры дать новое направление творческому почерку завода.
В музее хрусталя экспонируется сервиз «Зима», выполненный в технике травления с дальнейшей росписью высокими эмалями. Предметы этого сервиза словно выросли из толщи льда, о чем говорят пробки в виде кристаллов льда с застывшими внутри пузырьками и такого же характера толстый залив дна основания стакана. Вся матовая, будто запотевшая поверхность предметов расписана тонкими звездочками снежинок, а верхние части расписаны рельефно с эффектом растекания, как бы оплыва белой эмали. Опоясывает кувшин надпись, неотъемлемой частью входящая в декор изделия: «Не винца, так пивца, не пивца, так кваску, не кваску, так студёной водицы».
Использование русских пословиц и поговорок в декоре изделий — прием, характерный для творчества Елизаветы Бём. Изделия Елизаветы Бём, которые завод выпускал как «не прейскурантные» (то есть ограниченным тиражом), пользовались огромным успехом — не только потому, что отличались высокими художественными достоинствами, но и потому, что были проникнуты романтическим отношением к старине, были подчеркнуто русскими. Объяснение успеха творчества Бём таится и в том, что его истоки — в глубоком изучении и восприятии народного искусства и наследия дятьковских мастеров-стеклоделов. В лице Елизаветы Меркурьевны Бём на заводе впервые появился профессиональный художник, который сумел на основе местных традиций, собственного таланта и опыта мировой культуры дать новое направление творческому почерку завода.