Представленный в экспозиции музея кувшин произведен в XIX веке мастерами Дятьковского хрустального завода. Стекло пурпурно-красного цвета, из которого сделан кувшин, носит название «золотой рубин». Цветное стекло, мода на которое была вытеснена сверкающим хрусталем, почти исчезло из производства многих стекольных предприятий в ХIХ веке, а Дятьковский хрустальный завод продолжал выпускать яркое цветное стекло и цветной хрусталь самых различных оттенков. В связи с этим, когда мода на цветное стекло вернулась, многим заводам пришлось осваивать новые технологии — мальцовские же заводы, где на протяжении всего столетия не прекращался выпуск цветного стекла, оказались в более выгодном положении. Цветовая палитра на производстве была уже достаточно широка и хорошо освоена.
«Золотой рубин» является одним из самых красивых и дорогих художественных стекол. Для придания стекломассе такого цвета применяются соединения золота. Красные стекла различных оттенков, от алого до пурпурного, называются рубиновыми или просто рубинами. «Золотой рубин» — это стекло пурпурно-красного цвета, содержащее мельчайшие частицы металлического золота, видимые в готовом стекле лишь при сильном увеличении под микроскопом. В зависимости от теплового режима стекла, окрашенные золотом, могут приобрести розовый, пурпурный, а иногда даже синеватый оттенок. Варку «золотого рубина» на Дятьковском хрустальном заводе освоили в первой половине ХIХ века, изделия из него выпускались более ста лет.
Способ изготовления «золотого рубина» был открыт немецким химиком Иоганном Кункелем в XVII веке. Ученый унес свое изобретение с собой в могилу, причем попросил за это прощения перед потомками в предсмертном письме. Заново «золотой рубин» был открыт выдающимся русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым, которого, без сомнения, можно назвать отцом русского научного стеклоделия. Данный кувшин выполнен в гутной (от латинского gutta — «капля») технике, то есть полностью закончен прямо возле стекловаренной печи. Сложность гутной техники изготовления изделий — в высокой температуре и в высокой скорости затвердевания раскаленной стекломассы. Несмотря на сложность выработки, кувшин являлся серийной продукцией. Согласно прейскуранту Дятьковского хрустального завода XIX века, он носит название «Кувшин пуговками» из-за ритмично расположенных каплевидных выступов. Предмет передан в дар музею одной из жительниц города Дятьково.
«Золотой рубин» является одним из самых красивых и дорогих художественных стекол. Для придания стекломассе такого цвета применяются соединения золота. Красные стекла различных оттенков, от алого до пурпурного, называются рубиновыми или просто рубинами. «Золотой рубин» — это стекло пурпурно-красного цвета, содержащее мельчайшие частицы металлического золота, видимые в готовом стекле лишь при сильном увеличении под микроскопом. В зависимости от теплового режима стекла, окрашенные золотом, могут приобрести розовый, пурпурный, а иногда даже синеватый оттенок. Варку «золотого рубина» на Дятьковском хрустальном заводе освоили в первой половине ХIХ века, изделия из него выпускались более ста лет.
Способ изготовления «золотого рубина» был открыт немецким химиком Иоганном Кункелем в XVII веке. Ученый унес свое изобретение с собой в могилу, причем попросил за это прощения перед потомками в предсмертном письме. Заново «золотой рубин» был открыт выдающимся русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым, которого, без сомнения, можно назвать отцом русского научного стеклоделия. Данный кувшин выполнен в гутной (от латинского gutta — «капля») технике, то есть полностью закончен прямо возле стекловаренной печи. Сложность гутной техники изготовления изделий — в высокой температуре и в высокой скорости затвердевания раскаленной стекломассы. Несмотря на сложность выработки, кувшин являлся серийной продукцией. Согласно прейскуранту Дятьковского хрустального завода XIX века, он носит название «Кувшин пуговками» из-за ритмично расположенных каплевидных выступов. Предмет передан в дар музею одной из жительниц города Дятьково.