В экспозиции представлена братина в псевдорусском стиле авторства Елизаветы Бём. Братиной называют большой сосуд, в котором начиная с XVI века на пирах подавали алкогольные напитки — «на всю братию».
Одно из основных направлений, составляющих русский стиль, связано с поиском национальных корней в народном крестьянском творчестве, что отчетливо проявилось в декоре предметов 1860-х — начала 1890-х годов. Изделия, созданные в псевдорусском стиле, имеют традиционные для России формы бытовой утвари с расписным и резным орнаментом и национальной вышивкой. В это время выпускали разнообразные сосуды — ковши, кружки, графины, братины, солонки, сахарницы, источником вдохновения для которых было народное декоративно-прикладное искусство.
Подобные изделия выпускались и на Дятьковском хрустальном заводе Мальцовых по эскизам известной художницы, графика, иллюстратора Елизаветы Бём (1843–1914). Многие знают Елизавету Бём как автора живописных открыток с изображениями сценок из жизни деревенских ребятишек. До сих пор образы, созданные художницей для дореволюционных открыток, воспроизводятся большими тиражами. С 1890-х годов, после визита на Дятьковский хрустальный завод, где директором был ее брат, Елизавета Бём стала создавать эскизы для произведений из стекла, которые имели большой успех и получали признание на многочисленных выставках, например на Всемирных выставках в Чикаго в 1893 году и в Париже в 1900 году.
Помимо этого, Елизавета Бём создавала формы для посуды, ориентируясь на древнерусские образцы: чарки, ковши, братины. Как правило, сама расписывая изделия, художница оставляла среди орнамента разнообразные русские пословицы и поговорки, юмористические надписи, короткие стихи. На рубеже XIX–XX веков Бём была одной из немногих профессиональных художниц, работавших в технике росписи по стеклу.
Братина с надписью «Чару пить здраву быть», созданная по ее эскизу, изготовлена на Дятьковском хрустальном заводе Мальцовых в конце XIX века из трехслойного стекла (бесцветного, молочного и голубого) и расписана черной и охристой эмалью с золотом. Это одна из самых известных работ Бём в стекле в псевдорусском стиле, которая выпускалась также из стекла других цветов и с другими вариантами росписи.
Одно из основных направлений, составляющих русский стиль, связано с поиском национальных корней в народном крестьянском творчестве, что отчетливо проявилось в декоре предметов 1860-х — начала 1890-х годов. Изделия, созданные в псевдорусском стиле, имеют традиционные для России формы бытовой утвари с расписным и резным орнаментом и национальной вышивкой. В это время выпускали разнообразные сосуды — ковши, кружки, графины, братины, солонки, сахарницы, источником вдохновения для которых было народное декоративно-прикладное искусство.
Подобные изделия выпускались и на Дятьковском хрустальном заводе Мальцовых по эскизам известной художницы, графика, иллюстратора Елизаветы Бём (1843–1914). Многие знают Елизавету Бём как автора живописных открыток с изображениями сценок из жизни деревенских ребятишек. До сих пор образы, созданные художницей для дореволюционных открыток, воспроизводятся большими тиражами. С 1890-х годов, после визита на Дятьковский хрустальный завод, где директором был ее брат, Елизавета Бём стала создавать эскизы для произведений из стекла, которые имели большой успех и получали признание на многочисленных выставках, например на Всемирных выставках в Чикаго в 1893 году и в Париже в 1900 году.
Помимо этого, Елизавета Бём создавала формы для посуды, ориентируясь на древнерусские образцы: чарки, ковши, братины. Как правило, сама расписывая изделия, художница оставляла среди орнамента разнообразные русские пословицы и поговорки, юмористические надписи, короткие стихи. На рубеже XIX–XX веков Бём была одной из немногих профессиональных художниц, работавших в технике росписи по стеклу.
Братина с надписью «Чару пить здраву быть», созданная по ее эскизу, изготовлена на Дятьковском хрустальном заводе Мальцовых в конце XIX века из трехслойного стекла (бесцветного, молочного и голубого) и расписана черной и охристой эмалью с золотом. Это одна из самых известных работ Бём в стекле в псевдорусском стиле, которая выпускалась также из стекла других цветов и с другими вариантами росписи.