Художница Елизавета Бём нарисовала силуэтный портрет Ивана Гончарова черной тушью в 1886 году. Она изобразила писателя в его рабочем кабинете, рядом с письменным столом. Петербургский журналист Семен Шпицер вспоминал, что этот портрет висел в петербургской квартире Гончарова на Моховой улице, вместе с фотографией писателя и картиной Николая Майкова.
Елизавета Бём была близко знакома с Иваном Гончаровым. Воспитанница писателя Александра Трейгут вспоминала, что именно художница устроила ее брак с Александром Резвецовым и была посаженой матерью на их свадьбе. Гончаров и Бём дарили друг другу свои издания: он преподносил ей романы, она ему — иллюстрированные альбомы.
Предки Елизаветы Бём — урожденной Эндауровой — были татарами по происхождению и носили фамилию Индигир. Согласно семейному преданию, Эндауровыми они стали после того, как царь Иван III издал специальный указ.
Сама художница родилась в 1843 году в Петербурге, в семье офицера и дочери крупного чиновника. Детство ее прошло в родительском имении в Ярославской губернии, там она училась рисовать. В 14 лет Эндаурова поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художников и окончила ее с серебряной медалью. В 1867 году она вышла замуж за скрипача Людвига Бёма, но даже в браке и после рождения дочери не бросила рисовать.
Елизавета Бём много работала в силуэтной технике. Для этого она использовала метод литографии: зеркально перевернутое изображение нужно было сначала нанести на каменную пластину специальным карандашом и черной тушью, а затем уже с нее отпечатать на бумагу. Таким способом Елизавета Бём создала не только портрет Ивана Гончарова, но и многие другие работы — иллюстрации к русской народной сказке «Репка», циклу рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника», басням Ивана Крылова.
В конце 1880-х у художницы стало портиться зрение, а силуэтная техника требовала сильного напряжения глаз. Поэтому в середине 1890-х Елизавета Бём от нее отказалась. Однако акварель она не бросила и продолжала создавать почтовые открытки и эскизы для росписи посуды.
Елизавета Бём была близко знакома с Иваном Гончаровым. Воспитанница писателя Александра Трейгут вспоминала, что именно художница устроила ее брак с Александром Резвецовым и была посаженой матерью на их свадьбе. Гончаров и Бём дарили друг другу свои издания: он преподносил ей романы, она ему — иллюстрированные альбомы.
Предки Елизаветы Бём — урожденной Эндауровой — были татарами по происхождению и носили фамилию Индигир. Согласно семейному преданию, Эндауровыми они стали после того, как царь Иван III издал специальный указ.
Сама художница родилась в 1843 году в Петербурге, в семье офицера и дочери крупного чиновника. Детство ее прошло в родительском имении в Ярославской губернии, там она училась рисовать. В 14 лет Эндаурова поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художников и окончила ее с серебряной медалью. В 1867 году она вышла замуж за скрипача Людвига Бёма, но даже в браке и после рождения дочери не бросила рисовать.
Елизавета Бём много работала в силуэтной технике. Для этого она использовала метод литографии: зеркально перевернутое изображение нужно было сначала нанести на каменную пластину специальным карандашом и черной тушью, а затем уже с нее отпечатать на бумагу. Таким способом Елизавета Бём создала не только портрет Ивана Гончарова, но и многие другие работы — иллюстрации к русской народной сказке «Репка», циклу рассказов Ивана Тургенева «Записки охотника», басням Ивана Крылова.
В конце 1880-х у художницы стало портиться зрение, а силуэтная техника требовала сильного напряжения глаз. Поэтому в середине 1890-х Елизавета Бём от нее отказалась. Однако акварель она не бросила и продолжала создавать почтовые открытки и эскизы для росписи посуды.