Русский живописец, театральный художник и литератор Константин Алексеевич Коровин, ученик передвижников Валентина Серова и Василия Поленова, стал родоначальником направления русского импрессионизма и оставался верен ему всю жизнь. Еще не побывав в Париже, не увидев картин Моне, Сислея, Ренуара и Писсаро, он уже писал свои работы размашистыми мазками, стирая ими точные линии, не пытаясь передать портрет или пейзаж, а стараясь запечатлеть мгновенное состояние жизни, природы и человека, световоздушной среды, настроение и атмосферу.
#1
Коровин К.А.
На юге
#15
#5
Жизненным кредо, которого придерживался художник, было: «В каждой молекуле жизни есть цвет». А после поездки в Париж в 1888 году, куда его отправил меценат Савва Мамонтов, Константин Алексеевич писал: «Выше импрессионистов художников не было и нет».
Валентин Александрович Серов (1865–1911). Портрет художника Константина Алексеевича Коровина. 1891. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва
#16
Константин Коровин мог мастерски набросать небольшой этюд за пару часов работы на пленэре. Мазки на его картинах образуют красочный вихрь, в котором иногда сложно различить очертания.
#17
Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Париж. 1907. Картон, масло. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого
И, в отличие от французских импрессионистов, он часто использовал насыщенные темные цвета, никогда не избегал черной краски. Современники называли Константина Коровина «Моцартом» и «Паганини» в живописи, подчеркивая, какое влияние он оказал на все русское искусство.
#18
Стремясь все больше работать чистыми яркими цветами, наполнить свои полотна светом и воздухом, Константин Коровин обращается к пейзажам южного Крыма, куда он впервые приехал, как и в Париж, с Саввой Мамонтовым. Он пишет Ялту, Севастополь, Алупку и больше всего Гурзуф, где в 1910-х годах подолгу жил на своей даче. К раннему периоду этих работ относится этюд «На юге» 1906 года. Художник смог передать непосредственность своего восторга южным колоритом: свет словно расплавил контуры предметов, пристань с лодками, крышами домов и островком зелени еле различима, горы тают в дымке, переходя в небо.
#19
Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку.
К. А. Коровин.
#20
Константин Коровин стал одним из первых русских автомобилистов. Он очень любил мчаться по Крыму на машине, время от времени останавливался, доставал мольберт, быстро писал и отправлялся дальше.
В царской России Коровин был также главным декоратором императорских театров: Александринки и Мариинского в столице, Большого и Малого в Москве.
В царской России Коровин был также главным декоратором императорских театров: Александринки и Мариинского в столице, Большого и Малого в Москве.
#21
Константин Алексеевич Коровин (1861–1939). Восточная фантазия. Начало XX века. Холст, темпера. Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого
#22
В стране Советов не нашлось места первому русскому импрессионисту, и в 1922 году он уехал в Париж, где раскрылся еще один его талант — литературный. Он диктовал мемуары, публиковал письма, рассказы и воспоминания и отчаянно скучал по России, в которую не смог вернуться.
#23
Пензенская картинная галерея им. К.А.Савицкого
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
На юге
Время создания
1906
Размер
65,5x54,5 см
Техника
холст, масло
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться