Картина «На берегу Черного моря» создана в начале 1900-х годов и по праву может считаться программной в раннем творчестве Константина Алексеевича Коровина. Здесь получает дальнейшее развитие пленэризм, доходя до высветленной, тонко нюансированной гаммы цветов без черных теней, и непосредственность видения и изображения натуры. В форматной, композиционно законченной работе нет передвижнической тенденциозности и академической поверхностной красивости. Здесь своеобразно «откликнулось» новое, по преимуществу эмоциональное, художественное восприятие действительности, а также желание передать прежде всего настроение, в котором бы объединились состояния людей и окружающей пейзажной среды.
Константин Коровин отказался от выигрышного мотива, «сократил» рассказ, не использовал какой-либо специальный сюжет, а лишь запечатлел то, что как бы случайно оказалось в поле его зрения. Женщина в одиночестве и задумчивости сидит на берегу моря, и природа, созвучная ее состоянию, не разрушает его. Филигранная отточенность и изящество мазка соединились в этой работе со строгой цветовой гаммой для проникновенного воплощения лирического облика героини. Изысканно и сдержанно, на полутонах, как бы подытоживая пленэрные поиски того времени, написана эта картина. Мягко и ненавязчиво передан женский образ и «тонкая музыка» настроения героини.
В собрании художественного музея в Силькеборге находится этюд,
датированный 1916 годом, повторяющий композицию работы из севастопольского
музея, но значительно меньших размеров, немного отличающийся
по колориту (ранее хранился в коллекции Хермуда Ланнунга).
Однако при взгляде на этот этюд складывается впечатление, что он создан
(или доработан) позже, чем картина, так как отличается по колориту
и написан в другой, более свободной, импрессионистической манере.
В дореволюционные годы картина «На берегу Чёрного моря», по словам
известного искусствоведа Александра Георгиевича Ромма, была украшением
коллекции известного московского собирателя современного искусства Исаджана
Степановича Исаджанова.