Шрифт
Цвет
Графика
Коровин К.А.
Персона

Коровин Константин Алексеевич

Годы жизни: 1861—1939
#2
Константин Коровин стал художником не сразу: сначала он собирался учиться на архитектурном отделении. Однако потом перевелся в пейзажный класс и учился живописи у двух известных художников того времени — Алексея Саврасова и Василия Поленова. Свои полотна Коровин создавал в духе импрессионизма — в пейзажах и натюрмортах он стремился запечатлеть хрупкое мимолетное состояние природы в разное время суток. Кроме картин художник создавал театральные декорации и эскизы костюмов, а также оформлял павильоны известных выставок.
#3

Ученик Алексея Саврасова и Василия Поленова

#4
Константин Коровин родился в 1861 году в Москве. Его отец по наследству получил торговое дело, но вскоре разорился. После его банкротства семья переехала в Подмосковье, в Большие Мытищи, там прошло детство и отрочество Константина Коровина. В доме любили искусство: мать писала акварельные пейзажи и играла на музыкальных инструментах, отец рисовал, о его произведениях тепло отзывался художник Илларион Прянишников.

В 1875 году Коровин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но затем перешел в пейзажный класс живописца Алексея Саврасова.
#5
И вот я в мастерской Школы живописи в Москве. Сам Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у Бога, и все, что он говорит, как от Бога. До чего я любил его!
Константин Коровин
#6
У Саврасова ученик перенимал лирическое отношение к русской природе. Коровин, как и его преподаватель, считал, что в пейзаже нужно отражать настроение, эмоции, «историю человеческой души». Это влияние Саврасова отмечали на полотнах молодого живописца и его коллеги-художники — особенно на картинах 1870-х годов, таких как «Последний снег» и «Ранняя весна».

Когда Алексей Саврасов заболел и оставил училище, в пейзажном классе его заменил Василий Поленов. Художник познакомил студентов с импрессионизмом — новым течением в искусстве, которое возникло во Франции. Импрессионисты стремились показать на холсте подвижность и изменчивость окружающего мира. Коровин увлекся этим направлением, он много экспериментировал, искал свою живописную манеру. В 1883 году художник создал «Портрет хористки», в котором прослеживаются черты импрессионизма — этюдность письма, крупные мазки, фрагментарная композиция. Но преподаватели училища не оценили увлечение Константина Коровина. В 1883 году он окончил курс, но звание классного художника, которое обычно присваивали выпускникам, не получил.
#7

Пейзажи, театральные декорации и выставочные павильоны

#8
В середине 1880-х Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым. Живописец вошел в его Абрамцевский кружок — объединение, в котором участвовали музыканты, театральные деятели и художники: Валентин Серов, Михаил Врубель и многие другие. В имении Мамонтова давали театральные представления, а Коровин создавал для них декорации. Он оформил спектакль «Снегурочка», а также оперы «Аида» и «Кармен».

В 1892 году художник уехал во Францию, чтобы изучать современное искусство. Мастер писал виды Парижа и его окрестностей, изображал город в разное время суток: «Ночная улица. Париж», «Париж. Утро». Он стремился запечатлеть на холсте ночное освещение, свет фонарей и ярких афиш, передать атмосферу бульваров с витринами кафе. Парижане ценили картины живописца и охотно их покупали.
А после возвращения из Франции вместе с Серовым он уехал в творческое путешествие на Север. Художники побывали в Архангельске и Мурманске, на берегах Северной Двины, а также в Скандинавии — Швеции и Норвегии. В поездке Коровин много писал, он привез домой больше 30 картин и этюдов — подготовительных рисунков с натуры. Он часто работал на палубе корабля, в любую погоду, ветер и дождь. Художник запечатлевал береговые виды, небольшие сельские дома и причалы. На холстах преобладали серые, жемчужные оттенки. Впечатления от путешествия легли в основу северного цикла, в него вошли полотна «Пристань у фактории на Мурмане», «Геммерфест. Северное сияние».

В 1896 году по заказу Мамонтова Коровин работал над оформлением павильона «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Он писал эскизы по этюдам из северной поездки. Для выставки построили рубленый дом из дерева, внутри его украшали панно и диорамы кисти художника. Для следующего подобного заказа — Русского павильона на Всемирной выставке в Париже — мастер создал панно с пейзажами Сибири, Севера и Средней Азии.

В 1900-е годы Константин Коровин продолжал работать над театральными декорациями. Он оформлял балеты и драматические спектакли, рисовал для них эскизы костюмов. Живописец сотрудничал с крупнейшими театрами России — Мариинским в Северной столице и Большим в Москве. И даже свою крымскую виллу-мастерскую, которую построил по собственному проекту в Гурзуфе, Коровин назвал «Саламбо». Он оформлял балет по одноименному роману французского писателя Гюстава Флобера — имя Саламбо носит главная героиня произведения. Летом художника здесь навещали друзья и коллеги, часто у него гостил Федор Шаляпин, с которым мастер был особенно дружен. А сам он в крымской мастерской писал солнечные морские пейзажи с видами местных пристаней и морских берегов. Особенность манеры мастера-импрессиониста этого периода — короткие широкие мазки, сочные и светлые цвета.
#11
#9

Чиновник и литератор

#10
После революции 1917 года Константин Коровин поселился в Москве. Живописец входил в комиссии художников, их собирало новое правительство. Чиновники занимались историческими памятниками, которые планировалось сохранить, проводили аукционы и решали многие другие вопросы. В личных письмах Коровин отмечал, что эта работа его тяготила. Он часто уезжал из столицы. В деревне Охотино неподалеку от Переславля-Залесского у художника была дача-мастерская, которую построили по его же проекту еще в конце XIX века. Здесь Коровин создал более ста полотен, а в гостях у него бывали близкие друзья — Федор Шаляпин и Валентин Серов, — а также его знакомые артисты, врачи, композиторы и писатели.

В 1922 году Коровин уехал за границу, чтобы поправить здоровье. В СССР он больше не вернулся, последние годы жил в Париже. В 1920-е во французском искусстве импрессионизм потерял свою популярность, нашумевшее течение сменилось новыми стилями. Картины художника уже не вызывали такого интереса у публики и покупателей, как прежде, и продавались все хуже. Тогда Коровин занялся литературой: он начал публиковать в русскоязычных изданиях для эмигрантов свои воспоминания. В повесть «Моя жизнь» вошли яркие впечатления детских лет и рассказы о современниках, с которыми был знаком художник. К концу жизни он почти полностью ослеп и был вынужден диктовать тексты помощникам.
 
В 1939 году художник умер от сердечного приступа. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.
читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%