Константин Коровин стал художником не сразу: сначала он собирался учиться на архитектурном отделении. Однако потом перевелся в пейзажный класс и учился живописи у двух известных художников того времени — Алексея Саврасова и Василия Поленова. Свои полотна Коровин создавал в духе импрессионизма — в пейзажах и натюрмортах он стремился запечатлеть хрупкое мимолетное состояние природы в разное время суток. Кроме картин художник создавал театральные декорации и эскизы костюмов, а также оформлял павильоны известных выставок.
Персона
Коровин Константин Алексеевич
Годы жизни: 1861—1939
#2
#3
Ученик Алексея Саврасова и Василия Поленова
#4
Константин Коровин родился в 1861 году в Москве. Его отец по наследству получил торговое дело, но вскоре разорился. После его банкротства семья переехала в Подмосковье, в Большие Мытищи, там прошло детство и отрочество Константина Коровина. В доме любили искусство: мать писала акварельные пейзажи и играла на музыкальных инструментах, отец рисовал, о его произведениях тепло отзывался художник Илларион Прянишников.
В 1875 году Коровин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но затем перешел в пейзажный класс живописца Алексея Саврасова.
В 1875 году Коровин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но затем перешел в пейзажный класс живописца Алексея Саврасова.
#5
И вот я в мастерской Школы живописи в Москве. Сам Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у Бога, и все, что он говорит, как от Бога. До чего я любил его!
Константин Коровин
#6
У Саврасова ученик перенимал лирическое отношение к русской природе. Коровин, как и его преподаватель, считал, что в пейзаже нужно отражать настроение, эмоции, «историю человеческой души». Это влияние Саврасова отмечали на полотнах молодого живописца и его коллеги-художники — особенно на картинах 1870-х годов, таких как «Последний снег» и «Ранняя весна».
Когда Алексей Саврасов заболел и оставил училище, в пейзажном классе его заменил Василий Поленов. Художник познакомил студентов с импрессионизмом — новым течением в искусстве, которое возникло во Франции. Импрессионисты стремились показать на холсте подвижность и изменчивость окружающего мира. Коровин увлекся этим направлением, он много экспериментировал, искал свою живописную манеру. В 1883 году художник создал «Портрет хористки», в котором прослеживаются черты импрессионизма — этюдность письма, крупные мазки, фрагментарная композиция. Но преподаватели училища не оценили увлечение Константина Коровина. В 1883 году он окончил курс, но звание классного художника, которое обычно присваивали выпускникам, не получил.
Когда Алексей Саврасов заболел и оставил училище, в пейзажном классе его заменил Василий Поленов. Художник познакомил студентов с импрессионизмом — новым течением в искусстве, которое возникло во Франции. Импрессионисты стремились показать на холсте подвижность и изменчивость окружающего мира. Коровин увлекся этим направлением, он много экспериментировал, искал свою живописную манеру. В 1883 году художник создал «Портрет хористки», в котором прослеживаются черты импрессионизма — этюдность письма, крупные мазки, фрагментарная композиция. Но преподаватели училища не оценили увлечение Константина Коровина. В 1883 году он окончил курс, но звание классного художника, которое обычно присваивали выпускникам, не получил.
#7
Пейзажи, театральные декорации и выставочные павильоны
#8
В середине 1880-х Коровин познакомился с меценатом Саввой Мамонтовым. Живописец вошел в его Абрамцевский кружок — объединение, в котором участвовали музыканты, театральные деятели и художники: Валентин Серов, Михаил Врубель и многие другие. В имении Мамонтова давали театральные представления, а Коровин создавал для них декорации. Он оформил спектакль «Снегурочка», а также оперы «Аида» и «Кармен».
В 1892 году художник уехал во Францию, чтобы изучать современное искусство. Мастер писал виды Парижа и его окрестностей, изображал город в разное время суток: «Ночная улица. Париж», «Париж. Утро». Он стремился запечатлеть на холсте ночное освещение, свет фонарей и ярких афиш, передать атмосферу бульваров с витринами кафе. Парижане ценили картины живописца и охотно их покупали.
А после возвращения из Франции вместе с Серовым он уехал в творческое путешествие на Север. Художники побывали в Архангельске и Мурманске, на берегах Северной Двины, а также в Скандинавии — Швеции и Норвегии. В поездке Коровин много писал, он привез домой больше 30 картин и этюдов — подготовительных рисунков с натуры. Он часто работал на палубе корабля, в любую погоду, ветер и дождь. Художник запечатлевал береговые виды, небольшие сельские дома и причалы. На холстах преобладали серые, жемчужные оттенки. Впечатления от путешествия легли в основу северного цикла, в него вошли полотна «Пристань у фактории на Мурмане», «Геммерфест. Северное сияние».
В 1896 году по заказу Мамонтова Коровин работал над оформлением павильона «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Он писал эскизы по этюдам из северной поездки. Для выставки построили рубленый дом из дерева, внутри его украшали панно и диорамы кисти художника. Для следующего подобного заказа — Русского павильона на Всемирной выставке в Париже — мастер создал панно с пейзажами Сибири, Севера и Средней Азии.
В 1900-е годы Константин Коровин продолжал работать над театральными декорациями. Он оформлял балеты и драматические спектакли, рисовал для них эскизы костюмов. Живописец сотрудничал с крупнейшими театрами России — Мариинским в Северной столице и Большим в Москве. И даже свою крымскую виллу-мастерскую, которую построил по собственному проекту в Гурзуфе, Коровин назвал «Саламбо». Он оформлял балет по одноименному роману французского писателя Гюстава Флобера — имя Саламбо носит главная героиня произведения. Летом художника здесь навещали друзья и коллеги, часто у него гостил Федор Шаляпин, с которым мастер был особенно дружен. А сам он в крымской мастерской писал солнечные морские пейзажи с видами местных пристаней и морских берегов. Особенность манеры мастера-импрессиониста этого периода — короткие широкие мазки, сочные и светлые цвета.
В 1892 году художник уехал во Францию, чтобы изучать современное искусство. Мастер писал виды Парижа и его окрестностей, изображал город в разное время суток: «Ночная улица. Париж», «Париж. Утро». Он стремился запечатлеть на холсте ночное освещение, свет фонарей и ярких афиш, передать атмосферу бульваров с витринами кафе. Парижане ценили картины живописца и охотно их покупали.
А после возвращения из Франции вместе с Серовым он уехал в творческое путешествие на Север. Художники побывали в Архангельске и Мурманске, на берегах Северной Двины, а также в Скандинавии — Швеции и Норвегии. В поездке Коровин много писал, он привез домой больше 30 картин и этюдов — подготовительных рисунков с натуры. Он часто работал на палубе корабля, в любую погоду, ветер и дождь. Художник запечатлевал береговые виды, небольшие сельские дома и причалы. На холстах преобладали серые, жемчужные оттенки. Впечатления от путешествия легли в основу северного цикла, в него вошли полотна «Пристань у фактории на Мурмане», «Геммерфест. Северное сияние».
В 1896 году по заказу Мамонтова Коровин работал над оформлением павильона «Крайний Север» для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. Он писал эскизы по этюдам из северной поездки. Для выставки построили рубленый дом из дерева, внутри его украшали панно и диорамы кисти художника. Для следующего подобного заказа — Русского павильона на Всемирной выставке в Париже — мастер создал панно с пейзажами Сибири, Севера и Средней Азии.
В 1900-е годы Константин Коровин продолжал работать над театральными декорациями. Он оформлял балеты и драматические спектакли, рисовал для них эскизы костюмов. Живописец сотрудничал с крупнейшими театрами России — Мариинским в Северной столице и Большим в Москве. И даже свою крымскую виллу-мастерскую, которую построил по собственному проекту в Гурзуфе, Коровин назвал «Саламбо». Он оформлял балет по одноименному роману французского писателя Гюстава Флобера — имя Саламбо носит главная героиня произведения. Летом художника здесь навещали друзья и коллеги, часто у него гостил Федор Шаляпин, с которым мастер был особенно дружен. А сам он в крымской мастерской писал солнечные морские пейзажи с видами местных пристаней и морских берегов. Особенность манеры мастера-импрессиониста этого периода — короткие широкие мазки, сочные и светлые цвета.
#11
Константин Коровин. Портрет хористки. 1883. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Париж. Утро. 1906. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Константин Коровин. Гаммерфест. Северное сияние. 1894-1895. Государственная Третьяковская галерея, Москва
#9
Чиновник и литератор
#10
После революции 1917 года Константин Коровин поселился в Москве. Живописец входил в комиссии художников, их собирало новое правительство. Чиновники занимались историческими памятниками, которые планировалось сохранить, проводили аукционы и решали многие другие вопросы. В личных письмах Коровин отмечал, что эта работа его тяготила. Он часто уезжал из столицы. В деревне Охотино неподалеку от Переславля-Залесского у художника была дача-мастерская, которую построили по его же проекту еще в конце XIX века. Здесь Коровин создал более ста полотен, а в гостях у него бывали близкие друзья — Федор Шаляпин и Валентин Серов, — а также его знакомые артисты, врачи, композиторы и писатели.
В 1922 году Коровин уехал за границу, чтобы поправить здоровье. В СССР он больше не вернулся, последние годы жил в Париже. В 1920-е во французском искусстве импрессионизм потерял свою популярность, нашумевшее течение сменилось новыми стилями. Картины художника уже не вызывали такого интереса у публики и покупателей, как прежде, и продавались все хуже. Тогда Коровин занялся литературой: он начал публиковать в русскоязычных изданиях для эмигрантов свои воспоминания. В повесть «Моя жизнь» вошли яркие впечатления детских лет и рассказы о современниках, с которыми был знаком художник. К концу жизни он почти полностью ослеп и был вынужден диктовать тексты помощникам.
В 1939 году художник умер от сердечного приступа. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.
В 1922 году Коровин уехал за границу, чтобы поправить здоровье. В СССР он больше не вернулся, последние годы жил в Париже. В 1920-е во французском искусстве импрессионизм потерял свою популярность, нашумевшее течение сменилось новыми стилями. Картины художника уже не вызывали такого интереса у публики и покупателей, как прежде, и продавались все хуже. Тогда Коровин занялся литературой: он начал публиковать в русскоязычных изданиях для эмигрантов свои воспоминания. В повесть «Моя жизнь» вошли яркие впечатления детских лет и рассказы о современниках, с которыми был знаком художник. К концу жизни он почти полностью ослеп и был вынужден диктовать тексты помощникам.
В 1939 году художник умер от сердечного приступа. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.
#1
читать дальшескрыть