Тихон Хренников написал балет «Капитанская дочка» в 1999 году к 200-летию русского поэта Александра Пушкина (1799-1837). Декорации для постановки создала дочь композитора, театральный художник Наталия Хренникова.
Повесть «Капитанская дочка» — одно из последних и наиболее известных произведений Пушкина. Она рассказывает об исторических событиях в России в 1770-х годах. По сюжету молодого офицера Петра Гринёва отправили служить в Белогорскую крепость. По дороге он попал в снежную бурю, сбился пути и встретил беглого казака, который указал ему путь. Чтобы отблагодарить спасителя, Петр подарил ему заячий тулуп. Когда он приехал к месту службы, то сразу влюбился в дочь коменданта крепости Машу. Тем временем на крепость напал бунтовщик Емельян Пугачев, который объявил себя Петром III. Самозванец узнал в Гриневе офицера, который отдал ему тулуп — эта случайность спасла главного героя от казни.
Первый опыт работы Хренникова с пушкинской повестью случился в 1958 году — он написал музыку к фильму «Капитанская дочка» режиссера Владимира Каплуновского. Роль Петра Гринёва исполнил Олег Стриженов. Картина имела большой успех в прокате, а команда фильма получила награды на международных фестивалях.
Эти эскизы были использованы на премьере постановки в Омске и в Москве. На рисунке — декорация деревянной Белогорской крепости, в которую Гринёв приехал на службу. Вдалеке высились золотые купола церквей, а свет в окнах перекликался с горящими свечами на переднем плане.
Стихия народного бунта, придворные балы, интриги, дуэли и счастливая история любви — всё это послужило основой для множества динамичных и ритмичных мелодий Хренникова. Композитор говорил: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление».
Повесть «Капитанская дочка» — одно из последних и наиболее известных произведений Пушкина. Она рассказывает об исторических событиях в России в 1770-х годах. По сюжету молодого офицера Петра Гринёва отправили служить в Белогорскую крепость. По дороге он попал в снежную бурю, сбился пути и встретил беглого казака, который указал ему путь. Чтобы отблагодарить спасителя, Петр подарил ему заячий тулуп. Когда он приехал к месту службы, то сразу влюбился в дочь коменданта крепости Машу. Тем временем на крепость напал бунтовщик Емельян Пугачев, который объявил себя Петром III. Самозванец узнал в Гриневе офицера, который отдал ему тулуп — эта случайность спасла главного героя от казни.
Первый опыт работы Хренникова с пушкинской повестью случился в 1958 году — он написал музыку к фильму «Капитанская дочка» режиссера Владимира Каплуновского. Роль Петра Гринёва исполнил Олег Стриженов. Картина имела большой успех в прокате, а команда фильма получила награды на международных фестивалях.
Эти эскизы были использованы на премьере постановки в Омске и в Москве. На рисунке — декорация деревянной Белогорской крепости, в которую Гринёв приехал на службу. Вдалеке высились золотые купола церквей, а свет в окнах перекликался с горящими свечами на переднем плане.
Стихия народного бунта, придворные балы, интриги, дуэли и счастливая история любви — всё это послужило основой для множества динамичных и ритмичных мелодий Хренникова. Композитор говорил: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление».