В 1970-е годы Тихон Хренников обратился к жанру балета. В это время он создал постановки «Наш двор» и «Любовью за любовь». «Гусарская баллада» — третий балет композитора. Премьера прошла 4 апреля 1979 года в Кировском (Мариинском) театре в Ленинграде, спустя год — в Большом театре. В 1980 году спектакль был поставлен в Куйбышеве (Самаре), в 2011 году — в Красноярске.
В основу балета легла пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» об отважной девушке Шурочке Азаровой, которая хотела наравне с мужчинами защищать родину в войне 1812 года. Впервые с этим текстом Хренников встретился в 1942 году, когда режиссер Алексей Попов предложил ему написать музыку для театральной экранизации текста в театре Красной армии в Свердловске (Екатеринбурге).
Спустя 20 лет режиссер Эльдар Рязанов снял по мотивам пьесы фильм «Гусарская баллада». По его словам, он не сомневался, что музыка в фильме должна звучать та же, что в спектакле и предложил Хренникову сотрудничество. Композитора заинтересовала возможность посмотреть на свою работу под другим углом и адаптировать театральную музыку для кино. Фильм вышел в 1962 году к 150-летнему юбилею победы над Наполеоном. Картина имела огромный успех, и французский композитор Жорж Орик написал: «Если бы Хренников сочинил только одну мелодию — „Колыбельную Светланы“ (из фильма „Гусарская баллада“) — его имя было бы уже навечно занесено в музыкальные анналы».
«Гусарская» тема не оставляла Хренникова, и он задумался о создании мюзикла. Когда артист балета и сценарист Олег Виноградов предложил композитору написать балет «Гусарская баллада», тот ответил согласием.
Декорации «Гусарской баллады», которые хранятся в коллекции дома-музея, художник Наталия Хренникова создала для Челябинского театра оперы и балета в 1981 году. Эскизы отсылали к сценам фильма Рязанова и к залу музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге, в котором находится галерея героев войны 1812 года. На рисунке — зал в усадьбе Азаровых с высокими французскими окнами. На протяжении спектакля портреты по бокам переходили из сцены в сцену — менялась только центральная часть декораций.
В основу балета легла пьеса Александра Гладкова «Давным-давно» об отважной девушке Шурочке Азаровой, которая хотела наравне с мужчинами защищать родину в войне 1812 года. Впервые с этим текстом Хренников встретился в 1942 году, когда режиссер Алексей Попов предложил ему написать музыку для театральной экранизации текста в театре Красной армии в Свердловске (Екатеринбурге).
Спустя 20 лет режиссер Эльдар Рязанов снял по мотивам пьесы фильм «Гусарская баллада». По его словам, он не сомневался, что музыка в фильме должна звучать та же, что в спектакле и предложил Хренникову сотрудничество. Композитора заинтересовала возможность посмотреть на свою работу под другим углом и адаптировать театральную музыку для кино. Фильм вышел в 1962 году к 150-летнему юбилею победы над Наполеоном. Картина имела огромный успех, и французский композитор Жорж Орик написал: «Если бы Хренников сочинил только одну мелодию — „Колыбельную Светланы“ (из фильма „Гусарская баллада“) — его имя было бы уже навечно занесено в музыкальные анналы».
«Гусарская» тема не оставляла Хренникова, и он задумался о создании мюзикла. Когда артист балета и сценарист Олег Виноградов предложил композитору написать балет «Гусарская баллада», тот ответил согласием.
Декорации «Гусарской баллады», которые хранятся в коллекции дома-музея, художник Наталия Хренникова создала для Челябинского театра оперы и балета в 1981 году. Эскизы отсылали к сценам фильма Рязанова и к залу музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге, в котором находится галерея героев войны 1812 года. На рисунке — зал в усадьбе Азаровых с высокими французскими окнами. На протяжении спектакля портреты по бокам переходили из сцены в сцену — менялась только центральная часть декораций.