Тихон Хренников написал балет «Капитанская дочка» в 1999 году к 200-летию русского поэта Александра Пушкина (1799-1837). Декорации создала дочь композитора, театральный художник Наталия Хренникова, эскизы ее работ хранятся в коллекции дома-музея. Премьера постановки прошла в июне в Омском государственном музыкальном театре, а три месяца спустя — в столице, в детском музыкальном театре им. Натальи Сац.
Повесть «Капитанская дочка» — одно из последних и наиболее известных произведений Пушкина. В основу сюжета легли исторические события в России 1770-х годов, в том числе бунт Пугачева. Книга восторженно принята критиками и читателями, и Николай Гоголь писал: «Сравнительно с „Капитанской дочкой“ все наши романы и повести кажутся приторной размазней».
Впервые к пушкинской повести Хренников обратился в 1958 году — его попросили написать музыку к одноименному фильму режиссера Владимира Каплуновского. Главную роль исполнил Олег Стриженов. Картина имела успех в прокате и получила приз «Золотой парус» на кинофестивале в Локарно (Италия).
Спустя много лет, композитор вновь обратился к произведению Пушкина. К тому моменту он имел большой опыт создания балетов — его «Любовью за любовь» и «Гусарская баллада» с успехом шли на театральных сценах по всей стране.
Хренников имел свой взгляд на балет. Он говорил: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление». Сюжет «Капитанской дочки» очень подходил для такого спектакля: стихия народного бунта и придворные балы, интриги и дуэли и счастливая история любви — эти события послужили канвой для множества прекрасных мелодий.
На эскизе — декорации стана Пугачева — места, где он встречался с соратниками. В левом углу Хренникова поместила трон, который символизирует власть: по сюжету, Пугачев объявил себя императором Петром III. Ступени, которые ведут к креслу, похожи на эшафот — это намек о дальнейшей судьбе самозванца. Мотив горящих свеч повторялся на протяжении всего спектакля.
Повесть «Капитанская дочка» — одно из последних и наиболее известных произведений Пушкина. В основу сюжета легли исторические события в России 1770-х годов, в том числе бунт Пугачева. Книга восторженно принята критиками и читателями, и Николай Гоголь писал: «Сравнительно с „Капитанской дочкой“ все наши романы и повести кажутся приторной размазней».
Впервые к пушкинской повести Хренников обратился в 1958 году — его попросили написать музыку к одноименному фильму режиссера Владимира Каплуновского. Главную роль исполнил Олег Стриженов. Картина имела успех в прокате и получила приз «Золотой парус» на кинофестивале в Локарно (Италия).
Спустя много лет, композитор вновь обратился к произведению Пушкина. К тому моменту он имел большой опыт создания балетов — его «Любовью за любовь» и «Гусарская баллада» с успехом шли на театральных сценах по всей стране.
Хренников имел свой взгляд на балет. Он говорил: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление». Сюжет «Капитанской дочки» очень подходил для такого спектакля: стихия народного бунта и придворные балы, интриги и дуэли и счастливая история любви — эти события послужили канвой для множества прекрасных мелодий.
На эскизе — декорации стана Пугачева — места, где он встречался с соратниками. В левом углу Хренникова поместила трон, который символизирует власть: по сюжету, Пугачев объявил себя императором Петром III. Ступени, которые ведут к креслу, похожи на эшафот — это намек о дальнейшей судьбе самозванца. Мотив горящих свеч повторялся на протяжении всего спектакля.