Тихон Хренников написал балет «Капитанская дочка» в 1999 году к 200-летию поэта Александра Пушкина (1799-1837). Впервые к этому произведению композитор обратился в 1958 году — он написал музыку для фильма «Капитанская дочка» режиссера Владимира Каплуновского.
Премьера балета состоялась в Омском государственном музыкальном театре в июне 1999 года. Осенью спектакль поставили в Детском музыкальном театре им. Натальи Сац в Москве. Оформлением спектаклей занималась дочь композитора, театральный художник Наталия Хренникова.
Повесть «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях в России в 1770-х годах и восстании Емельяна Пугачева, которое Пушкин описал как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». По сюжету молодого офицера Петра Гринева отправили служить в Белогорскую крепость. По дороге он попал в снежную бурю, сбился пути и встретил беглого казака, который указал ему путь. Чтобы отблагодарить спасителя, Петр подарил ему заячий тулуп. Когда он приехал к месту службы, то сразу влюбился в дочь коменданта крепости Машу. Тем временем на крепость напал Пугачев, который объявил себя Петром III, и его соратники. Самозванец узнал в Гриневе офицера, который отдал ему тулуп — эта случайность спасла главного героя от смерти.
На эскизе — сцена казни Пугачева. Красная фигура на заднем плане — это мать, которая оплакивает своих детей. Над ней — православные святые. Горящие свечи присутствовали в каждой сцене спектакля и символизировали жизнь, которая могла угаснуть в любую минуту.
Стихия народного бунта, придворные балы, интриги и дуэли — все это послужило основой для множества динамичных и ритмичных мелодий Хренникова. Композитор говорил: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление».
Премьера балета состоялась в Омском государственном музыкальном театре в июне 1999 года. Осенью спектакль поставили в Детском музыкальном театре им. Натальи Сац в Москве. Оформлением спектаклей занималась дочь композитора, театральный художник Наталия Хренникова.
Повесть «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях в России в 1770-х годах и восстании Емельяна Пугачева, которое Пушкин описал как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». По сюжету молодого офицера Петра Гринева отправили служить в Белогорскую крепость. По дороге он попал в снежную бурю, сбился пути и встретил беглого казака, который указал ему путь. Чтобы отблагодарить спасителя, Петр подарил ему заячий тулуп. Когда он приехал к месту службы, то сразу влюбился в дочь коменданта крепости Машу. Тем временем на крепость напал Пугачев, который объявил себя Петром III, и его соратники. Самозванец узнал в Гриневе офицера, который отдал ему тулуп — эта случайность спасла главного героя от смерти.
На эскизе — сцена казни Пугачева. Красная фигура на заднем плане — это мать, которая оплакивает своих детей. Над ней — православные святые. Горящие свечи присутствовали в каждой сцене спектакля и символизировали жизнь, которая могла угаснуть в любую минуту.
Стихия народного бунта, придворные балы, интриги и дуэли — все это послужило основой для множества динамичных и ритмичных мелодий Хренникова. Композитор говорил: «Всегда восхищаясь балетным искусством, я часто бывал неудовлетворенным его иногда однобоким развитием — я имею в виду трагический характер сюжетов, которые брались в основу балетных спектаклей. Не отвергая этого совсем, мне хотелось видеть на балетной сцене праздничные, радостные, блестящие зрелища, несущие людям красоту и воодушевление».