Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку ««Маленькое» искусство»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Вока Мамонтов за чтением

Время создания
1890-е
Размер
15x8 см
Техника
Бумага, карандаш
Коллекция
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон
6
Открыть в приложении
#1
Врубель М.А.
Вока Мамонтов за чтением
#2
Вока — так близкие звали Всеволода Мамонтова, младшего из троих сыновей Саввы Ивановича Мамонтова, студента юридического и математического факультетов Московского университета. Люди, знавшие Всеволода Саввича уже в пожилом возрасте, описывали его как легкого, милого и деликатного человека, имевшего обыкновение подремать в кресле с книгой в руках. Этим и объясняется смысл надписи. Специально Врубелю позировали редко: «Портретное сходство с людьми получалось у него само собой, в силу его обостренной зрительной памяти».
#3
Врубель познакомился с Вокой в конце 1889 года, когда его отец, Савва Иванович Мамонтов, железнодорожный магнат и меценат, пригласил художника пожить у него в доме на Садовой-Спасской улице. Врубель незадолго до этого приехал в Москву на несколько дней и неожиданно для себя решил здесь остаться. Савва Иванович предоставил художнику в распоряжение свою мастерскую. Вскоре Врубель написал сестре: «Обстановка моей работы превосходная — в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова… В доме, кроме его сына — студента, с которым мы большие друзья, и его самого наездами, никого нет». Именно здесь, в мастерской Мамонтова, Врубель завершил своего «Демона сидящего».
#4
В доме Мамонтовых уставший от прежних неудач Врубель получил условия для творчества. Мамонтов, зная, как нуждается Михаил Александрович в поддержке, постоянно заказывал ему новые работы и сам же их покупал. Так, несмотря на обширные связи в среде архитекторов, проект флигеля для своего московского дома Савва заказал именно Врубелю. Причем это стоило Савве Ивановичу конфликтов с женой, которая совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей».
#5
Что же так поражало в искусстве Врубеля Савву Ивановича и большинство современников? В представленном на выставке рисунке мы видим совершенно необычный для того времени прием — тот самый, каким исполнен врубелевский Демон. Вертикальной штриховкой разного тона художник, как он сам говорил, «катает» фигуру, то есть как бы лепит ее, обозначая грани лица, кистей рук и тела, и по сути работает, как скульптор.
#6
Вскоре после работы над «Демоном» Савва Мамонтов передал Врубелю руководство гончарной мастерской в усадьбе Абрамцево. Там художник смог проявить свое чувство пластической формы в полной мере.
#7
Однако рисунок производит впечатление скорее эфемерности и нереальности изображенного, нас как будто погружают в сон, сморивший Воку за чтением. Каким образом получается такой странный эффект? Материя, из которой лепится фигура, ничем не отличается от материи окружающей среды, передаваемой той же вертикальной штриховкой. Книга и вовсе не имеет четких очертаний и вызывает ассоциации с неким волшебным зеркалом, показывающим живые картины. 
#10
Прерывистые разнонаправленные линии пунктирно разграничивают силуэты фигуры и книги, тем самым граница между объемами и пространством оказывается стертой. В результате создается образ на грани сна и яви, между реальностью и вымыслом. Именно это сочетание убедительной пластичности и фантасмагории завораживает нас в лучших работах Михаила Врубеля.
#8
Осталось сказать несколько слов о самом Воке. После ареста и разорения отца Всеволод Саввич стал скромным страховым служащим и жил в усадьбе своей жены, тульской дворянки Елене Свербеевой. Его страстное увлечение лошадьми и гончими псами сослужило ему добрую службу в советское время: он стал директором Тульской государственной конюшни, а затем заведующим первой в стране испытательной станции охотничьих собак. Всеволода Мамонтова дважды арестовывали как «выходца из верхушечного слоя царской России», но каждый раз отпускали. В последние годы жизни он был экскурсоводом в Абрамцеве, бывшей усадьбе своего отца, ставшей к тому времени музеем. Обычно Всеволод Саввич начинал экскурсию шуткой о том, что эту усадьбу он посетил впервые, еще находясь в утробе матери. Еще при его жизни была издана книга Всеволода Мамонтова «Воспоминания о русских художниках».
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Вока Мамонтов за чтением

Время создания
1890-е
Размер
15x8 см
Техника
Бумага, карандаш
Коллекция
Собрание Джеймса Баттервика, Лондон
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Врубель М.А. Коллекция работ

Керамическая облицовка камина
Керамическая облицовка камина
Всероссийский музей декоративного искусства
Ромео и Джульетта. Сцена на кладбище
Ромео и Джульетта. Сцена на кладбище
Еврейский музей и Центр толерантности
Несется конь быстрее лани
Несется конь быстрее лани
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова
Царевна-лебедь
Царевна-лебедь
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Портрет Якунчиковой М.В.
Портрет Якунчиковой М.В.
Еврейский музей и Центр толерантности
Шестикрылый Серафим
Шестикрылый Серафим
Государственный Русский музей
Египтянка
Египтянка
Тверская областная картинная галерея
Блюдо декоративное керамическое
Блюдо декоративное керамическое
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Садко
Садко
Горловский художественный музей
Гобелен «Царь Салтан»
Гобелен «Царь Салтан»
Всероссийский музей декоративного искусства
Волхова
Волхова
Музей-квартира Голованова Н.С.
Утро
Утро
Государственный Русский музей
Хризантемы
Хризантемы
Музей имени М.А. Врубеля
Ромео и Джульетта. Сцена на балконе
Ромео и Джульетта. Сцена на балконе
Еврейский музей и Центр толерантности
Поверженный Демон
Поверженный Демон
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова
Голова демона
Голова демона
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%