Особенно сильное и длительное воздействие на Фёдора Шаляпина оказало творчество Михаила Александровича Врубеля. Напряженный драматизм, экспрессивность и философская глубина созданных им образов не только сказались на отдельных ролях Шаляпина, но наложили определенный отпечаток на исполнительский стиль артиста в годы расцвета его деятельности.
Артист познакомился с творчеством Врубеля, увидев панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Они навсегда, как писал певец, остались вехой на его пути в настоящее искусство. Впоследствии Врубель неоднократно работал над сценографией оперных спектаклей, в которых участвовал Шаляпин. Примерами могут служить опера «Демон» Антона Рубинштейна и «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова.
Михаил Врубель выработал авторский метод, предполагавший стилизацию в живописи приемов различных техник — от мозаики до майолики. Одной из причин обращения художника к керамическому искусству стало желание как можно полнее, по его собственному определению, «обнять форму», попытаться создать художественно преображенную среду жизни человека, воплотить свое особое стремление к декоративности.
В Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре представлено декоративное керамическое блюдо, созданное Михаилом Врубелем. Лицевая сторона блюда облита глазурью серо-голубого цвета с оттенками бирюзового и темно-розового. Обратная сторона покрыта коричневой глазурью. Керамические работы Михаила Врубеля включают печи, камины, декоративные панно, а также серию скульптур на темы опер Николая Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка».
В гончарной мастерской, которую организовал Савва Мамонтов в своей усадьбе Абрамцево, работали многие друзья Фёдора Шаляпина. Художник Александр Головин вспоминал:
Артист познакомился с творчеством Врубеля, увидев панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Они навсегда, как писал певец, остались вехой на его пути в настоящее искусство. Впоследствии Врубель неоднократно работал над сценографией оперных спектаклей, в которых участвовал Шаляпин. Примерами могут служить опера «Демон» Антона Рубинштейна и «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова.
Михаил Врубель выработал авторский метод, предполагавший стилизацию в живописи приемов различных техник — от мозаики до майолики. Одной из причин обращения художника к керамическому искусству стало желание как можно полнее, по его собственному определению, «обнять форму», попытаться создать художественно преображенную среду жизни человека, воплотить свое особое стремление к декоративности.
В Музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина на Новинском бульваре представлено декоративное керамическое блюдо, созданное Михаилом Врубелем. Лицевая сторона блюда облита глазурью серо-голубого цвета с оттенками бирюзового и темно-розового. Обратная сторона покрыта коричневой глазурью. Керамические работы Михаила Врубеля включают печи, камины, декоративные панно, а также серию скульптур на темы опер Николая Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка».
В гончарной мастерской, которую организовал Савва Мамонтов в своей усадьбе Абрамцево, работали многие друзья Фёдора Шаляпина. Художник Александр Головин вспоминал: