Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Лермонтов в изобразительном искусстве»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Поверженный Демон

Время создания
1901 год
Место создания
Москва
Размер
24x38,2 см
Техника
бумага, акварель
8
Открыть в приложении
#2
В 1901 году Михаил Александрович Врубель выполнил акварельный рисунок «Поверженный Демон». Это один из последних эскизов к картине, которую русский художник писал с 1901 по 1902 год.

На рисунке изображен Демон, которого низвергли в каменную бездну. Его крылья поломаны, а хрупкое тело изогнуто судорогой, одна рука закинута за голову, другая — распластана на камнях.

Демон изображен в профиль. Рот его упрямо сжат, в глазах — гордость, боль, по щеке катится слеза — след страданий. Изображение решено в спокойной цветовой гамме. В нижнем левом углу автор поставил подпись: «Врубель». Лист наклеен на картон.

Фоном художник выбрал горную местность на закате. Как вспоминал Владимир Владимирович фон Мекк:
#4
…рядом с гостиной была небольшая комната, отделенная аркой. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое.
#5
Михаил Александрович Врубель прислал неожиданную записку фон Мекку с просьбой прислать фотографии Кавказских гор:
#6
Я не засну, пока не получу их!
#7
В ту же ночь за фигурой Демона выросли жемчужные вершины. Впоследствии законченная картина была приобретена Владимиром фон Мекком.

Образ «Демона» не раз претерпел авторские изменения уже после завершения работы. В начале 1902 года «Демона поверженного» привезли из Москвы на выставку, которую организовало объединение «Мир искусства» в Санкт-Петербурге.

Пока шла выставка, Михаил Александрович приходил к своему «Демону» каждое утро и до двенадцати часов, когда было мало публики, дописывал работу, стирал и накладывал краски, менял позу фигуры и фон.

Александр Николаевич Бенуа писал об этих попытках довести работу до совершенства так:
#8
Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую.
#9
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Поверженный Демон

Время создания
1901 год
Место создания
Москва
Размер
24x38,2 см
Техника
бумага, акварель
8
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Врубель М.А. Коллекция работ

Ромео и Джульетта. Сцена на балконе
Ромео и Джульетта. Сцена на балконе
Еврейский музей и Центр толерантности
Шестикрылый Серафим
Шестикрылый Серафим
Государственный Русский музей
Портрет Якунчиковой М.В.
Портрет Якунчиковой М.В.
Еврейский музей и Центр толерантности
Волхова
Волхова
Музей-квартира Голованова Н.С.
Гобелен «Царь Салтан»
Гобелен «Царь Салтан»
Всероссийский музей декоративного искусства
Блюдо декоративное керамическое
Блюдо декоративное керамическое
Музей-усадьба Ф.И. Шаляпина
Утро
Утро
Государственный Русский музей
Царевна-лебедь
Царевна-лебедь
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Садко
Садко
Горловский художественный музей
Вока Мамонтов за чтением
Вока Мамонтов за чтением
Еврейский музей и Центр толерантности
Египтянка
Египтянка
Тверская областная картинная галерея
Керамическая облицовка камина
Керамическая облицовка камина
Всероссийский музей декоративного искусства
Несется конь быстрее лани
Несется конь быстрее лани
Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова
Хризантемы
Хризантемы
Музей имени М.А. Врубеля
Голова демона
Голова демона
Реставрационный центр им. И.Э. Грабаря
Ромео и Джульетта. Сцена на кладбище
Ромео и Джульетта. Сцена на кладбище
Еврейский музей и Центр толерантности
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%