Икона «Чудо Дмитрия Солунского» относится к самым ранним памятникам в коллекции Новосибирского художественного музея. Она была создана в XVI веке в традициях московской школы иконописи. Работы принадлежащих к ней мастеров отличались мягкостью письма и гармоничным колоритом.
Святой Дмитрий Солунский жил в III веке нашей эры, когда христиане подвергались гонениям со стороны римских язычников. Дмитрий родился в Фессалониках (современные Салоники — отсюда и славянское название Солунь) в семье, которая тайно приняла христианское учение. Повзрослев, юноша поступил на службу к императору Галерию Максимиану, став проконсулом Фессалоникийской области. Главной задачей Дмитрия на посту была защита города от варваров и уничтожение христиан. Однако, вернувшись в родной город, он начал славить Иисуса Христа и встал на путь открытого подвижничества. Дмитрию удалось обратить в христианство многих жителей Фессалоников. Максимиан был в ярости. Он велел заключить юношу в темницу и вскоре казнил его.
Великомученик Дмитрий Солунский был особо почитаем на Руси как небесный покровитель славянских народов. Русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Изначально его изображали как мученика, в патрицианских одеждах. Поскольку, согласно житию, святой Дмитрий был воином и правителем Солуни, то сообразно с этим с XI века его начали писать в военном облачении, с копьем и мечом.
В период борьбы русских с татаро-монголами святого Дмитрия стали изображать конным и в поединке с болгарским царем-язычником Калояном, который осаждал христианскую Солунь.
В «Сказании о чудесах великомученика Дмитрия Солунского» описано событие, легшее в основу данной иконографии. Болгарский царь Калоян, разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи Дмитрия Солунского. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился Дмитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя. На Руси этот сюжет стал необыкновенно популярен. Христианин Дмитрий ассоциировался с доблестными воинами, защищавшими русские города и свой народ.
Святой Дмитрий Солунский жил в III веке нашей эры, когда христиане подвергались гонениям со стороны римских язычников. Дмитрий родился в Фессалониках (современные Салоники — отсюда и славянское название Солунь) в семье, которая тайно приняла христианское учение. Повзрослев, юноша поступил на службу к императору Галерию Максимиану, став проконсулом Фессалоникийской области. Главной задачей Дмитрия на посту была защита города от варваров и уничтожение христиан. Однако, вернувшись в родной город, он начал славить Иисуса Христа и встал на путь открытого подвижничества. Дмитрию удалось обратить в христианство многих жителей Фессалоников. Максимиан был в ярости. Он велел заключить юношу в темницу и вскоре казнил его.
Великомученик Дмитрий Солунский был особо почитаем на Руси как небесный покровитель славянских народов. Русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Изначально его изображали как мученика, в патрицианских одеждах. Поскольку, согласно житию, святой Дмитрий был воином и правителем Солуни, то сообразно с этим с XI века его начали писать в военном облачении, с копьем и мечом.
В период борьбы русских с татаро-монголами святого Дмитрия стали изображать конным и в поединке с болгарским царем-язычником Калояном, который осаждал христианскую Солунь.
В «Сказании о чудесах великомученика Дмитрия Солунского» описано событие, легшее в основу данной иконографии. Болгарский царь Калоян, разорив множество городов во Фракии и Македонии, собрался захватить и Фессалонику, где хранились мироточивые мощи Дмитрия Солунского. Он подошел к городу и расположился на отдых. Ночью ему явился Дмитрий на белом коне и ударил копьем в сердце. Калоян проснулся с глубокой раной и рассказал о видении военачальнику Манастыру. Калоян умер, а его войско, охваченное ужасом, бежало, забрав тело царя. На Руси этот сюжет стал необыкновенно популярен. Христианин Дмитрий ассоциировался с доблестными воинами, защищавшими русские города и свой народ.