Икона Богоматери «Троеручица» почитается во всем христианском мире за ее целительные свойства. В народе к ней принято обращаться с молитвами о защите семьи и даровании здоровья. Это один из самых прославленных образов. В иконографии образ Божией Матери «Троеручицы» относится к типу Одигитрии, но обладает одной интересной особенностью: в нижней части иконы, под правой рукой Богоматери, изображена человеческая кисть.
История возникновения этого особого иконографического типа связана с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Он жил в Сирии в VIII веке, во времена возникновения в Византии движения иконоборчества. Это движение поддерживал император Лев III Исавр, Иоанн же выступал против массового уничтожения икон. Он написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Тот пришел в ярость и вознамерился помешать Иоанну писать его труды. Чтобы осуществить свой замысел, император от имени Иоанна составил подложное письмо, в котором святой якобы предлагал византийскому императору помощь в захвате Дамаска.
Это письмо и ответ на него императора были направлены сирийскому правителю. В наказание Иоанну отсекли кисть правой руки и повесили ее на городской площади для устрашения публики. Спустя некоторое время преподобный получил свою руку обратно и, приложив отсеченную кисть к ране, начал молиться перед иконой Богородицы. Проведя долгое время в молитве, святой заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление преподобный приложил к нижней части иконы сделанную из серебра руку.
Считается, что принадлежавшая праведному Иоанну икона, получившая название «Троеручица», хранится сейчас в монастыре Хиландар на Афоне. С чудотворного Хиландарского образа были сделаны многочисленные списки, которые распространились по всему православному миру. Однако русские иконы такого типа имеют интересную особенность, которую можно увидеть и в иконе из собрания Новосибирского художественного музея. Третью руку принято изображать живой. Она как будто принадлежит Богоматери, а не приложена отдельно.
Образы Богоматери и Христа очень выразительны. Мастер оформляет нимбы над их головами подобно царским головным уборам. Торжественность произведению придает и колорит мафория — покрывала Девы Марии. Он выполнен в малиновом цвете с добавлением зеленого — эти цвета символизируют вечную жизнь и надежду. Примечательной деталью также является фон иконы. Он состоит из переплетающихся узоров, в которых угадываются элементы христианской символики.
История возникновения этого особого иконографического типа связана с именем преподобного Иоанна Дамаскина. Он жил в Сирии в VIII веке, во времена возникновения в Византии движения иконоборчества. Это движение поддерживал император Лев III Исавр, Иоанн же выступал против массового уничтожения икон. Он написал три трактата в защиту иконопочитания и направил их императору. Тот пришел в ярость и вознамерился помешать Иоанну писать его труды. Чтобы осуществить свой замысел, император от имени Иоанна составил подложное письмо, в котором святой якобы предлагал византийскому императору помощь в захвате Дамаска.
Это письмо и ответ на него императора были направлены сирийскому правителю. В наказание Иоанну отсекли кисть правой руки и повесили ее на городской площади для устрашения публики. Спустя некоторое время преподобный получил свою руку обратно и, приложив отсеченную кисть к ране, начал молиться перед иконой Богородицы. Проведя долгое время в молитве, святой заснул, а проснувшись, обнаружил, что рука чудесным образом приросла. В благодарность за исцеление преподобный приложил к нижней части иконы сделанную из серебра руку.
Считается, что принадлежавшая праведному Иоанну икона, получившая название «Троеручица», хранится сейчас в монастыре Хиландар на Афоне. С чудотворного Хиландарского образа были сделаны многочисленные списки, которые распространились по всему православному миру. Однако русские иконы такого типа имеют интересную особенность, которую можно увидеть и в иконе из собрания Новосибирского художественного музея. Третью руку принято изображать живой. Она как будто принадлежит Богоматери, а не приложена отдельно.
Образы Богоматери и Христа очень выразительны. Мастер оформляет нимбы над их головами подобно царским головным уборам. Торжественность произведению придает и колорит мафория — покрывала Девы Марии. Он выполнен в малиновом цвете с добавлением зеленого — эти цвета символизируют вечную жизнь и надежду. Примечательной деталью также является фон иконы. Он состоит из переплетающихся узоров, в которых угадываются элементы христианской символики.