Эту фигурку археологи нашли при раскопках на Старооскольской земле. Такие игрушки были популярны среди жителей этих мест многие века: самая ранняя фигурка женщины, которую удалось обнаружить на сегодняшний день, относится к XVI веку. Эта фигурка была сделана приблизительно в XVIII веке.
Старые гончары называли такие изделия бабами. Женский образ в глиняной игрушке имел несколько значений. Он символизировал плодородие земли, бессмертие, «начало всех начал», защитницу рода и домашнего очага, покровительницу женских ремесел.
Чаще всего старинные женские фигурки украшены кокошником — он примазан к головкам более 93% найденных глиняных баб. Примазан — значит аккуратно «склеен» с игрушкой с помощью влажной глины, так, чтобы шов был хорошо выглажен.
Кокошник — это головной убор замужней женщины прежних времен. Впервые это название встречается в документах XVI века. Оно происходит от древнеславянского слова «кокошь», означающего курицу-наседку. Петр I, рубивший боярам бороды, не обошел своим вниманием и кокошники: правитель повелел представительницам знати больше не носить эту деталь одежды. Она возродилась в придворном костюме только к XVIII веку: императрица Екатерина II реабилитировала ее в рамках зародившейся тогда моды «а ля рус» (a la russe). Следующие всплески популярности кокошника в светском гардеробе пришлись на период наполеоновских войн и некоторое время после победы над Францией: его вспомнили на волне подъема патриотических настроений. До XX века этот головной убор был востребован у простого народа, его обязательно надевали на свадьбу.
У старооскольских глиняных баб кокошники состояли, как правило, из нескольких элементов: очелья с городками, конусного позатыльника и зубчатого гребня. Очелье — это полукруглый твердый щиток, возвышающийся над лбом. Городки — особые выступы на очелье, которые символизировали выступы на стенах крепости. Позатыльник напоминал конусообразную шапочку, его подвязывали под очелье, чтобы закрыть волосы сзади, — обычно их заплетали в две косы и укладывали на затылке.
На некоторых найденных игрушках сохранились следы раскраски одежды охрой. При этом на головных уборах следов от красок нет ни у одной фигурки.
Старые гончары называли такие изделия бабами. Женский образ в глиняной игрушке имел несколько значений. Он символизировал плодородие земли, бессмертие, «начало всех начал», защитницу рода и домашнего очага, покровительницу женских ремесел.
Чаще всего старинные женские фигурки украшены кокошником — он примазан к головкам более 93% найденных глиняных баб. Примазан — значит аккуратно «склеен» с игрушкой с помощью влажной глины, так, чтобы шов был хорошо выглажен.
Кокошник — это головной убор замужней женщины прежних времен. Впервые это название встречается в документах XVI века. Оно происходит от древнеславянского слова «кокошь», означающего курицу-наседку. Петр I, рубивший боярам бороды, не обошел своим вниманием и кокошники: правитель повелел представительницам знати больше не носить эту деталь одежды. Она возродилась в придворном костюме только к XVIII веку: императрица Екатерина II реабилитировала ее в рамках зародившейся тогда моды «а ля рус» (a la russe). Следующие всплески популярности кокошника в светском гардеробе пришлись на период наполеоновских войн и некоторое время после победы над Францией: его вспомнили на волне подъема патриотических настроений. До XX века этот головной убор был востребован у простого народа, его обязательно надевали на свадьбу.
У старооскольских глиняных баб кокошники состояли, как правило, из нескольких элементов: очелья с городками, конусного позатыльника и зубчатого гребня. Очелье — это полукруглый твердый щиток, возвышающийся над лбом. Городки — особые выступы на очелье, которые символизировали выступы на стенах крепости. Позатыльник напоминал конусообразную шапочку, его подвязывали под очелье, чтобы закрыть волосы сзади, — обычно их заплетали в две косы и укладывали на затылке.
На некоторых найденных игрушках сохранились следы раскраски одежды охрой. При этом на головных уборах следов от красок нет ни у одной фигурки.