Небольшая графическая работа «Снегурочка» Михаила Александровича Врубеля по праву считается одним из шедевров Рязанского художественного музея. Несмотря на скромные размеры, это вполне завершённое произведение, в котором ясно выражено кредо художника, трактовавшего, по меткому замечанию искусствоведа А.М. Эфроса, «действительность как фантазию, а фантазию как действительность».
Образ Снегурочки занимает особое место в созданной Врубелем галерее сказочных существ — персонажей народного фольклора, литературных и музыкальных произведений. Он стоит рядом с образами лешего-пана, русалок, богатырей, царевны-лебеди — существ, чья природа зыбка, а очарование пронзительно.
Первые попытки изобразить Снегурочку «на фоне снежных сумерек», по словам самого художника, относятся к началу 1890-х годов. Однако окончательное воплощение образ получил более чем десятилетие спустя — в связи с постановкой одноимённой оперы Н.А. Римского-Корсакова, творчество которого Врубель глубоко ценил.
Надежда Ивановна Забела-Врубель, любимая жена художника и оперная певица с лирическим колоратурным сопрано, исполняла партию Снегурочки с 1898 года. Сам композитор считал её лучшей исполнительницей этой роли.
Работа над акварелью велась в Петербурге — в конце 1904 или начале 1905 года, когда Забела-Врубель получила ангажемент в Мариинском театре. Накануне возобновления постановки она заказала сценический костюм по акварельному эскизу мужа. Сохранилась фотография певицы в этом костюме — её композиция точно воспроизводит рисунок. Уцелел и сам костюм, ныне хранящийся в Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства.
В отличие от других героинь Врубеля той поры, Снегурочка не имеет очевидного портретного сходства с Надеждой Ивановной. Однако хрупкость, изящество и поэтическая загадочность сближают этот фантастический образ с реальной музой художника. Их творческое взаимодействие было глубоким и обоюдным. Несомненно, создавая «Снегурочку», Врубель мысленно слышал её голос и вокальное воплощение образа.