Архипов Абрам Ефимович (при рождении — Пыриков) родился в 1862 году в деревне Егорово Рязанской губернии, в крестьянской семье. Сам Абрам Ефимович вспоминал, что рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно». К счастью, родители не препятствовали увлечению сына. Среди первых учителей Архипова был Зайков — вольнослушатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который помог впоследствии Абраму подготовиться к поступлению в данное училище. Начало творческого пути художника относится к 1880 году, когда он окончил училище у В.Г. Перова и В.Д. Поленова, которые сыграли большую роль в становлении его как художника. Абрам Ефимович продолжит обучение в петербургской Академии художеств, где проучится с сентября 1884 по февраль 1886 года. Благодаря этому опыту его мастерство возрастет. В 1894 году он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где оставался профессором до 1918 года.
Талантливый живописец работал в области жанра, пейзажа и портрета. Главная его тема —жизнь русского крестьянства. Не идеализируя крестьян, Архипову удавалось создавать эпичные образы, отдельные, сильные и жизнелюбивые характеры. Архипов создаст своеобразную серию крестьянских портретов — девушек и женщин Нижегородской и Рязанской губерний. Все они — в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами в красных, интенсивно-розовых и звучных тонах.
И хотя бытовой картине принадлежит ведущее место в творчестве Архипова, нельзя не отметить достоинств его пейзажных работ. Одна из которых представлена в постоянной экспозиции Сочинского художественного музея им. Дмитрия Дмитриевича Жилинского.
В русском искусстве начала 1900-х годов происходит заметный сдвиг в сторону пейзажа. Он становится едва ли не основным жанром в творчестве передвижников и «Союза русских художников», к которым принадлежал Абрам Ефимович. В это время в области пейзажа большое влияние на художников оказывали достижения французских импрессионистов и пленэрный подход к изображению природы. Архипов разделяет увлечения современников и приступает к изучению природы малоисследованных краев русского Севера. До Архипова в этих местах побывали уже Серов и Коровин, которые привезли оттуда необычные и интересные работы. Поэтому на Севере Абрам Ефимович будет искать новых впечатлений и вдохновения.
Начиная с 1902 года Архипов регулярно в течение десятилетия совершал поездки в Вологду, Архангельск, на Северную Двину и к берегам Белого моря. Архипова интересовал главным образом обжитый Север. Абраму Ефимовичу удавалось передать поэзию и величие суровых северных мест с их дикой природой. Северные этюды Архипова отличает раскованная, широкая и сильная техника исполнения: мазки разной величины, разных направлений, краска наложена неравномерно, с разной плотностью. «Мазок — это свежее и колоритнее по форме, — говорил Абрам Ефимович. — Они выявляют формы и подчеркивают движение».
Картина «Зимнее утро» была выполнена Абрамом Ефимовичем в 1920 году и свидетельствует о несравненном мастерстве Архипова в передаче красочных уголков северной деревни, которую он так полюбил. Художника привлекало изображение переходных состояний в природе. В данной работе запечатлен восход солнца, небо здесь освещено розовым сиянием. Показаны художником запорошенный снегом забор и тропинка, ведущая за пределы чьего-то участка. Темными силуэтами вырисовываются на фоне неба могучие ели. Пейзаж полон светлой и немного грустной поэзии. Но обратите внимание на его сочную импрессионистическую манеру письма, необычайно широкий и свободный мазок, на цветовую экспрессию и живой колорит картины с богатым разнообразием оттенков.