Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Зимнее утро

Время создания
1920
Размер
107x86 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#2

Архипов Абрам Ефимович (при рождении — Пыриков) родился в 1862 году в деревне Егорово Рязанской губернии, в крестьянской семье. Сам Абрам Ефимович вспоминал, что рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно». К счастью, родители не препятствовали увлечению сына. Среди первых учителей Архипова был Зайков — вольнослушатель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, который помог впоследствии Абраму подготовиться к поступлению в данное училище. Начало творческого пути художника относится к 1880 году, когда он окончил училище у В.Г. Перова и В.Д. Поленова, которые сыграли большую роль в становлении его как художника. Абрам Ефимович продолжит обучение в петербургской Академии художеств, где проучится с сентября 1884 по февраль 1886 года. Благодаря этому опыту его мастерство возрастет. В 1894 году он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где оставался профессором до 1918 года.

Талантливый живописец работал в области жанра, пейзажа и портрета. Главная его тема —жизнь русского крестьянства. Не идеализируя крестьян, Архипову удавалось создавать эпичные образы, отдельные, сильные и жизнелюбивые характеры. Архипов создаст своеобразную серию крестьянских портретов — девушек и женщин Нижегородской и Рязанской губерний. Все они — в национальных ярких одеждах, с вышитыми платками и бусами в красных, интенсивно-розовых и звучных тонах.

И хотя бытовой картине принадлежит ведущее место в творчестве Архипова, нельзя не отметить достоинств его пейзажных работ. Одна из которых представлена в постоянной экспозиции Сочинского художественного музея им. Дмитрия Дмитриевича Жилинского.

В русском искусстве начала 1900-х годов происходит заметный сдвиг в сторону пейзажа. Он становится едва ли не основным жанром в творчестве передвижников и «Союза русских художников», к которым принадлежал Абрам Ефимович. В это время в области пейзажа большое влияние на художников оказывали достижения французских импрессионистов и пленэрный подход к изображению природы. Архипов разделяет увлечения современников и приступает к изучению природы малоисследованных краев русского Севера. До Архипова в этих местах побывали уже Серов и Коровин, которые привезли оттуда необычные и интересные работы. Поэтому на Севере Абрам Ефимович будет искать новых впечатлений и вдохновения.

Начиная с 1902 года Архипов регулярно в течение десятилетия совершал поездки в Вологду, Архангельск, на Северную Двину и к берегам Белого моря. Архипова интересовал главным образом обжитый Север. Абраму Ефимовичу удавалось передать поэзию и величие суровых северных мест с их дикой природой. Северные этюды Архипова отличает раскованная, широкая и сильная техника исполнения: мазки разной величины, разных направлений, краска наложена неравномерно, с разной плотностью. «Мазок — это свежее и колоритнее по форме, — говорил Абрам Ефимович. — Они выявляют формы и подчеркивают движение».

Картина «Зимнее утро» была выполнена Абрамом Ефимовичем в 1920 году и свидетельствует о несравненном мастерстве Архипова в передаче красочных уголков северной деревни, которую он так полюбил. Художника привлекало изображение переходных состояний в природе. В данной работе запечатлен восход солнца, небо здесь освещено розовым сиянием. Показаны художником запорошенный снегом забор и тропинка, ведущая за пределы чьего-то участка. Темными силуэтами вырисовываются на фоне неба могучие ели. Пейзаж полон светлой и немного грустной поэзии. Но обратите внимание на его сочную импрессионистическую манеру письма, необычайно широкий и свободный мазок, на цветовую экспрессию и живой колорит картины с богатым разнообразием оттенков.

#1

…фальшиво выходит, когда начинаешь писать северный пейзаж, сидя в глуши Костромской губернии.

Архипов Абрам Ефимович

#3

Несмотря на многолетнюю работу над множеством этюдов, они так и не были перенесены Архиповым на большие холсты. Возвращаясь из поездок по Северу, многие свои начатые работы живописец уничтожал. Абрам Ефимович говорил, что пропадала острота ощущений, непосредственность момента, он чувствовал, что «теряется душа Севера». Но «Зимнее утро» Архипова продолжает захватывать зрителя своей живостью, яркостью красок и непосредственным ощущением пребывания в первозданных и величественных северных местах.


Лилианна Гоголина

Научный сотрудник Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского

Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Зимнее утро

Время создания
1920
Размер
107x86 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%