Абрам Ефимович Архипов (при рождении — Пыриков) — русский живописец, жанрист и портретист, член Товарищества передвижников. Интерес к живописи у крестьянского мальчика из Рязанской губернии проявился рано. Первые навыки получил в артели местных иконописцев. Впоследствии учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова и В.Е. Маковского. Затем поступил в Императорскую Академию художеств, но вскоре вернулся в Московское училище. В 1927 году Абрам Архипов получил звание народного художника РСФСР.
Живопись Архипова отличается широким, густым мазком, контрастным сопоставлением тонов в сочетании с праздничной яркостью цвета.
С 1902 года Абрам Архипов каждый летний сезон совершал путешествия по Русскому Северу. На протяжении девяти лет он отправлялся в Архангельскую губернию, где ездил по самым глухим и отдаленным поморским деревням. Здесь художник собирал натурный материал для будущих картин. Первоначально Архипов собирался посвятить русскому северу значительные тематические картины о суровом быте, крестьянском труде. Однако, уже в первой поездке художник столкнулся с категорическим отказом местных крестьян позировать для этюдов и картин. Суеверные крестьяне боялись дурного глаза, верили, что изображение, которое увидят разные незнакомые зрители принесет несчастье. Выходом из сложившегося положением стала большая лирическая пейзажная серия. Многим пейзажам, написанным в 1900-е годы на Русском Севере, присущи пастозная живописная манера, сложно разработанная монохромная палитра. Сам художник называл свои работы этюдами.
Картина Абрама Архипова «Северная деревня» лишь одна из обширной пейзажной серии созданной в начале 1900х годов в Архангельской губернии. Полотно изображает обширную гладь водоёма, за ним совсем близко к берегу разместились деревянные крестьянские строения. В центре дорога, уводящая взгляд зрителя вглубь картины, в деревню. На переднем плане лирично расположилась простая крестьянская деревянная лодка. Действующих лиц в картине нет, лишь стаффажные фигурки крестьянок, полощущих белье у самой воды оживляют пространство композиции. Картина воспевает скромную простоту и суровое величие мира русских крестьян.