Живописец Абрам Архипов — яркий представитель объединения художников-передвижников. Будучи выходцем из бедной крестьянской семьи, он глубоко воспринял идеи своего первого учителя Василия Перова, выступавшего за отражение на полотнах жизни без прикрас, включая ее мрачные и нелицеприятные стороны.
#17
Архипов А.Е.
Зима. Задворки
#15
#16
А. Е. Архипов. В лавке старьёвщика. 1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Перов был преподавателем молодого художника в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда родители смогли отправить его, несмотря на непростое материальное положение семьи.
После смерти педагога его новым наставником стал основоположник русской пленэрно-импрессионистской живописи Василий Поленов. Его творчество, пронизанное светом и радостью жизни, оказало значительное влияние на формирование художественного стиля Архипова.
После смерти педагога его новым наставником стал основоположник русской пленэрно-импрессионистской живописи Василий Поленов. Его творчество, пронизанное светом и радостью жизни, оказало значительное влияние на формирование художественного стиля Архипова.
#18
От него он перенял технику светописи, начал много работать с открытым пространством и описаниями природы.
Уже в первых работах художника проявился интерес к крестьянской теме, которая впоследствии стала одной из главных в его творчестве. Уже в первых работах художника проявился интерес к крестьянской теме, которая впоследствии стала одной из главных в его творчестве.
#19
Многие работы художника были посвящены зарисовкам деревенской жизни на фоне красоты русской природы. Самые известные картины этой серии он написал во время большого путешествия по Волге, в которое вместе с друзьями отправился после окончания училища в 1888 году.
А. Е. Архипов. Лед прошел. 1895. Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина
#20
В 1891 году за созданную по итогам этой поездки картину «По реке Оке» его приняли в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
#21
А. Е. Архипов. По реке Оке. 1889. Государственная Третьяковская галерея, Москва
#22
Не менее плодотворным оказались и поездки на Русский Север, куда художник отправлялся ежегодно в течение десяти лет, с 1902 по 1912 год. Итогом этих путешествий стала серия этюдов, в которых нашла отражение величественная северная природа.
В этот период мазок художника стал крупнее, а в палитре начали преобладать строгие серо-коричневые оттенки. Именно такая гамма помогала изобразить тяжелые, нависающие на землю облака, лодки у причала, деревянные избы и сараи, кристальную чистоту и холодность воды.
В этот период мазок художника стал крупнее, а в палитре начали преобладать строгие серо-коричневые оттенки. Именно такая гамма помогала изобразить тяжелые, нависающие на землю облака, лодки у причала, деревянные избы и сараи, кристальную чистоту и холодность воды.
#3
Серия северных пейзажей, созданных Архиповым в начала 1900-х годов
#23
Суровая природа Русского Севера привлекала многих художников. Помимо Архипова там также бывали Константин Коровин, Иван Билибин, Игорь Грабарь и Николай Рерих.
#24
Е. И. Репин. Портрет художника Архипова. 1889.
Интересно, что сначала Север не понравился художнику: «Тоска! Тусклое, низкое небо, пустой тракт, ведущий от Архангельска, дождь, не на чем глазу остановиться», — вспоминал он о первых впечатлениях от края. Но стоило живописцу увидеть берег моря, как все сомнения развеялись: «…въехал на гору, и открылось сразу «Белое море, поморские большие кресты, опрокинутое судно, облака над морем — все так удивительно, необычно… С этого момента я так переживал это путешествие, как будто я попал на настоящую родину», — говорил он.
#25
В следующее десятилетие художник вновь вернулся к портретной и жанровой живописи. Он создал серию колоритных портретов крестьянок в национальных костюмах. Работы были выполнены в ярких красных и насыщенных розовых тонах.
#14
Красный период в творчестве Архипова
#27
Сегодня его картины хранятся в собраниях крупнейших российских музеев. Среди его учеников такие известные советские художники как Константин Юон, Сергей Герасимов, Аркадий Пластов и Борис Иогансон.
#28
Брянский областной художественный музей
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Зима. Задворки
Время создания
1910-е годы
Размер
54x72 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться