Абрам Архипов, мальчик из бедной крестьянской семьи, приобщился к рисованию еще в школе, он рисовал без устали, учился у приезжих иконописцев. В 1876 г. Архипов уехал из Рязанской губернии в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Основы будущего мастеровитого художника реалиста-жанриста заложили маститые живописцы — В. Перов, В. Поленов, А. Саврасов. Попытка продолжить обучение в Академии художеств — достаточно традиционный путь последовательного отечественного образования — не сложилась. Архипова разочаровала академическая система преподавания и он вернулся в училище, где проучился в общей сложности 8 лет (1877—1883 и 1886—1888). В 1887 г. за картину «Посещение больной» живописец получил в Училище большую серебряную медаль и звание классного художника.
Архипов почти сразу стал работать на пленере, его сложившаяся авторская манера предполагала все более широкий мазок, темпераментное письмо. Он пишет жанровые работы, путешествует по Волге, Оке, его увлекает природа Севера. Он пишет незамысловатый быт простых людей, широкие, лучезарные портреты крестьянских девушек, яркие одежды, красные драпировки, платки, украшения, залитые солнцем сцены. Солнце и красный вообще становится неотъемлемой частью его художественного стиля.
В 1914 году для XII выставки «Союза русских художников» А. Архипов пишет картину «Гости». Он снова выбрал сюжет из праздничного крестьянского быта. В небольшой избе у стола с самоваром расселись нарядные женщины. Художника привлекает их здоровая красота, национальное своеобразие облика. Сквозь открытое окно льется солнечный свет, в его лучах сияют яркие розово-красные одежды. Солнце и красный. Радостное, праздничное настроение.
Художнику уже 54 года. Но по сложившейся традиции, как неуверенный школьник, Архипов скрывает свою картину. Во время подготовки выставки он появлялся под самый конец, не хотел, чтобы его картину видели до вернисажа, хотя бы и коллеги…
Архипов почти сразу стал работать на пленере, его сложившаяся авторская манера предполагала все более широкий мазок, темпераментное письмо. Он пишет жанровые работы, путешествует по Волге, Оке, его увлекает природа Севера. Он пишет незамысловатый быт простых людей, широкие, лучезарные портреты крестьянских девушек, яркие одежды, красные драпировки, платки, украшения, залитые солнцем сцены. Солнце и красный вообще становится неотъемлемой частью его художественного стиля.
Его неконкретные, обобщенные образы крестьянок в красном воспринимались как яркие пламенеющие декоративные панно, на которых, часто, солнце и красный цвет затмевали все, горели мощно и победоносно. Кто-то из критиков пытался увидеть в огненном цвете предвестник революций. Кто-то справедливо отмечал особые черты русского импрессионизма, свободную манеру письма в жанровой живописи. Кто-то обвинял художника в формальном подходе. Но спорить с тем, что пред нами темпераментная, мощная, сбивающая с ног живопись сейчас уже никто не будет. Она безусловно энергичная — сама обладает энергией и энергетическая — делится ей.
В 1914 году для XII выставки «Союза русских художников» А. Архипов пишет картину «Гости». Он снова выбрал сюжет из праздничного крестьянского быта. В небольшой избе у стола с самоваром расселись нарядные женщины. Художника привлекает их здоровая красота, национальное своеобразие облика. Сквозь открытое окно льется солнечный свет, в его лучах сияют яркие розово-красные одежды. Солнце и красный. Радостное, праздничное настроение.
Художнику уже 54 года. Но по сложившейся традиции, как неуверенный школьник, Архипов скрывает свою картину. Во время подготовки выставки он появлялся под самый конец, не хотел, чтобы его картину видели до вернисажа, хотя бы и коллеги…
На вернисаже картина собрала толпу зрителей. Архипова поздравляли восхищенные В. Маяковский, Ф. Шаляпин, В. Гиляровский…