Владимир Николаевич Гаврилов (1923—1970) — живописец, график, сценограф.
Творческий путь живописца начался с самых азов. В 1942 году Владимир Гаврилов окончил Московскую среднюю художественную школу. После окончания школы Владимир Николаевич был призван в армию, а далее откомандирован в Студию военных художников им. М.Б. Грекова. В период работы в студии художник посвятил большинство своих произведений героизму и мужеству советских людей. После окончания Великой Отечественной войны он поступил в Московский Государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, который окончил в 1951 году. Его наставниками были выдающиеся отечественные живописцы Б.В. Иогансон, Д.К. Мочальский и И.Э. Грабарь.
Как раз в период обучения в институте художник выполнил «Женский портрет», представленный в нашем музее. Сразу после завершения обучения Владимир Николаевич продолжил работу в институте. Художник принимать активное участие в московских и всесоюзных выставках. Выступал и как пейзажист, и как мастер жанровой живописи.
С 1970 года Гаврилов профессор на кафедре живописи и композиции МГХИ им. В.И. Сурикова и руководитель творческой мастерской. Художник ушел из жизни внезапно и очень рано, поэтому уже посмертно ему была присвоена Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина.
Лучшие полотна Владимира Гаврилова вошли в экспозиции многих музеев страны, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея.
Художник Владимир Николаевич Гаврилов, будучи многосторонним и высокообразованным человеком, интересовался многими событиями отечественной истории и культуры. В его творчестве со всей силой раскрывались как патетично звучащие сюжеты, так и темы, носящие более личный характер. Однако в советское искусство В.Н. Гаврилов вошёл прежде всего как живописец большого лирического дарования, глубоко и эмоционально раскрывающий образы своих современников.
Так, в представленном портрете «Женский портрет. Люся» в первую очередь заметно высокое композиционное мастерство художника. Тональные массы распределены не хаотично, а согласно поставленной художником цели. В самой основе картины — её линейно-формальной структуре звучит таинственный и загадочный характер портретируемой. Тем самым В.Н. Гаврилов не упрощает себе задачу, ограничиваясь лишь простым стремлением поймать и отразить формальное сходство с натурой. Более того, художник, очевидно, стремится передать ощущения, выходящие за пределы зрительных — словно мы стоим не перед портретом, а перед окном, за рамой которого перед нами живой человек. Девушка вот-вот обратит к нам своё лицо, а поток холодного осеннего света изменит положение тени. Этот эффект достигается благодаря особому колористическому устройству произведения. Именно сочетание едва уловимых серебристо-оливковых и серо-коричневых оттенков помогает на эмоциональном уровне передать необычную, тонкую красоту как самой девушки, так и живую динамику всей композиции в целом. Трепетное отношение художника к девушке звучит и в плавном силуэтном развороте, и в мягкой фактуре ткани её одежд, и в едва мерцающих украшениях, и в пульсирующем сдержанном колорите, и в свободном нанесение краски на поверхность холста. Этот портрет, словно выхваченный момент из повседневной суеты, сочетает кажущуюся на первый взгляд простоту, а вместе с тем, сложность внутреннего мира человека.