Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Ингушетия многовековая»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве
#1
Бекхан Дахкильгов
Женские головной убор, нагрудник, пояс
#3
Бекхан Дахкильгов
Женский свадебный головной убор
#4
Женские шапочки, обтянутые дорогой тканью, называются «ега кий» или «кий». Этот головной убор исстари служил важной частью свадебного костюма. Шапочки создавали в форме усеченного конуса с плоским дном и украшали золотыми и серебряными металлическими узорами.

За века в Ингушетии сложились свои традиции обработки металла. В условиях военизированного быта особенно ценилось изготовление холодного оружия, но не меньшее признание получили и ювелирные украшения: женские нагрудники и пояса, броши, пуговицы, медальоны, узоры шапочек и другие элементы. Драгоценные свадебные комплекты передавались по наследству, их берегли как важнейшие родовые сокровища.

К сожалению, сегодня большинство старинных изделий утеряно — люди продавали их за бесценок или меняли на еду в тяжелые времена (за последние века ингушский народ пережил несколько сильных потрясений, в том числе насильное переселение в Казахстан и Среднюю Азию в середине ХХ столетия). Но сами секреты мастерства переходили из поколения в поколение, и в наши дни традиции предков продолжает художник Бекхан Дахкильгов.

Мастер родился 1 июня 1961 года в селе Долаково Чечено-Ингушской АССР. Еще будучи школьником он посещал республиканскую художественную школу в городе Грозном. В профессиональном становлении юноше помогала семья, безоговорочно поддержавшая его выбор. Немалую лепту внес старший брат: он покупал специальную литературу и всячески помогал Бекхану готовиться к поступлению в профильное учебное заведение.

В 1976 году будущий ювелир стал студентом Северо-осетинского художественного училища, он выбрал отделение художественной обработки металла. По окончании учебы в 1980 году он попросил распределения в Чечено-Ингушский художественный фонд, где познакомился с известным уже в те времена художником Муратом Полонкоевым. Коллега оценил трудолюбие и упорство Бекхана, он предоставил ему возможность работать в своей мастерской и во всем помогал.

Позже брат подарил художнику портативное ювелирное оборудование, купленное в Москве. По тем временам это был роскошный подарок. Некоторыми инструментами из этого набора художник пользуется до сих пор.

Сегодня Бекхан Дахкильгов — один из самых известных ювелиров Ингушетии. Каждую свою работу он старается доводить до совершенства. Сам он объяснял, что ценит в коллегах любознательность и широкий кругозор:
#13
«Мастера ювелирного дела проводят всю свою жизнь с драгоценностями в руках, а, следовательно, они должны знать не только специфику работы, но и хорошо владеть историческими знаниями. Лично меня, например, всегда интересовало, откуда изначально произошли ингушские национальные орнаменты, что означают те или иные знаки…»
#7
Полное наименование: Ингушский женский свадебный головной убор
Автор: Дахкильгов Бекхан Алаудинович
Дата создания: 2010 год
Техника: металл, филигрань, красный корунд
Размеры: высота 15 см, диаметр 20 см
Коллекция: Государственный музей изобразительных искусств РИ
Правообладатель изображений: Государственный музей изобразительных искусств РИ
#5
Бекхан Дахкильгов
Женский национальный нагрудник
#6
Женский нагрудник с пластинками-застежками — элемент ингушского праздничного женского костюма. Он называется «дато».

Застежки издревле изготавливали разной формы, украшали драгоценными камнями или цветным стеклом, добавляли к ним гравировку или накладную филигрань. Их также создавали различной длины, чтобы они подходили под форму выреза верхнего платья — «чокхи». Обычно на нагруднике располагались 12–13 симметричных пластин-застежек от шеи до талии.

Этот нагрудник выполнил известный ювелир Бекхан Дахкильгов. Чтобы создать идеально ровные украшения, мастер подготовил множество восковых моделей будущих пластинок-застежек, отлив их в специальной форме. Восковые застежки он припаял на один стержень — его называют ювелирной «елкой» из-за того, что множество припаянных восковых украшений выглядят как ветки дерева. «Елку» он залил особой формомассой и запек при высокой температуре. Во время обжига масса затвердела, а воск вытек — так образовались пустоты, в которые художник потом заливал расплавленный металл.

В ингушской культуре есть особое понятие «эхь-эздел». Оно означает комплекс этических правил, которые должен соблюдать каждый человек. Костюм играет в нем огромную роль: умение подобающе одеваться всегда считалось одним из показателей хорошего тона и ума.

Традиционно на каждый отдельный случай ингуши выбирали особый костюм. Для всех видов одежды существовали свои термины: повседневную называли «цIагIа лелаю коч», одежду к приему гостя — «хьаша-да воагlе дувхар», к ритуальным событиям похорон или рождения — «веннача-ваьннача дувхар». А особенно тщательно украшали праздничные костюмы «йодача-йоагlача дувхар».

У женщин такие наряды составляли целый ансамбль. Поверх нательной рубахи они надевали платье с воротником-стойкой, украшенной вышивкой, кружевом или тесьмой. Сверху шло распашное платье «чокхи» из шелка, парчи, репса или бархата. На уровне груди на нижнее платье крепили нагрудник «дато» — его размещали так, чтобы украшение было видно в вырез чокхи. К платью также шел узорный пояс из тех же материалов, что и нагрудник.

По археологическим материалам известны и другие женские украшения: серебряные, золотые и медные серьги и височные подвески; золотые, серебряные и медные кольца, бляхи для головных уборов «кур-харсов», пуговицы-бубенчики, фигурные подвески, бронзовые нашивки, кольца и перстни со вставками из цветного стекла.
#8
Полное наименование: Женский национальный нагрудник
Автор: Дахкильгов Бекхан Алаудинович
Дата создания: 2012 год
Техника: серебро, позолота, рубины, литье, филигрань
Размеры: 80×4 см
Коллекция: Государственный музей изобразительных искусств РИ
Правообладатель изображений: Государственный музей изобразительных искусств РИ
#9
Бекхан Дахкильгов
Женский национальный пояс
#10
Бекхан Дахкильгов — самый известный художник-ювелир в республике Ингушетия. Он занимается изготовлением оружия, традиционных мужских и женских украшений, национальных предметов быта. В работах он опирается на образцы древнего ингушского искусства, дополняя старинные орнаменты авторскими эскизами. Свои умения художник оттачивал много лет, изучая опыт предшественников и современных мастеров ювелирного дела.

В 1976 году Бекхан Дахкильгов поступил в Северо-Осетинское художественное училище на отделение художественной обработки металла. Сегодня он получил самый высокий (пятый) разряд художника-мастера и стал единственным из ингушских ювелиров, кто владеет техникой филиграни.

Термин «филигрань» произошел от латинского «filum» — «нить» — в сочетании с «granum» — «зерно». В этой технике художники создают ажурные узоры из тонкой золотой, серебряной или другой металлической проволоки. Этот традиционный женский пояс художник выполнил с помощью литья и филиграни, украсив серебряную основу позолотой и драгоценными камнями — красными корундами.

Ювелирный пояс издавна был важнейшим атрибутом в свадебном костюме невесты, на его украшение всегда уходило много драгоценных и полудрагоценных камней. Вместе с нагрудником из металлических пластин-застежек они составляют единый ансамбль.

Длину старинных ингушских поясов нельзя было изменить, не испортив вещь — из них невозможно было ни убрать деталь, ни добавить новую. Но Бекхан Дахкильгов улучшил привычный дизайн свадебного комплекта: он скрепляет звенья винтовыми соединениями, которые при желании можно отсоединить специальной маленькой отверткой. Так можно вставить в пояс более длинные пластины или заменить их короткими, варьируя длину по фигуре.

Также ювелир рассказал, что хочет создавать пояса полностью филигранными, без металлической пластины с внутренней стороны, которую древние мастера использовали как основу. Тогда изящный орнамент изделия будет хорошо виден, оно будет казаться особенно нежным и невесомым, но одновременно будет прочным. Такой пояс смогут носить представители многих поколений.
#11
Полное наименование: Женский национальный пояс
Автор: Дахкильгов Бекхан Алаудинович
Техника: серебро, позолота, красный корунд, литье, филигрань
Правообладатель изображений: Государственный музей изобразительных искусств РИ
Коллекция: Государственный музей изобразительных искусств РИ
Размеры: 4×80 см
#12
читать дальшескрыть

Женские головной убор, нагрудник, пояс

0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%